Тарифы и поддержка

Сфера ЖКХ – одна из болезненных для нашей страны. И Дагестан в этом смысле не составляет исключение. Инфраструктура ветшает с каждым годом, и большая её часть была возведена ещё во времена СССР.

Безусловно, в те времена старались делать свою работу качественно, ибо приходилось отвечать за неё, да и сами люди были немного другие – они строили прекрасное будущее и безоговорочно верили в это. А это много значит.

Однако как бы они ни старались, на земле нет ничего вечного. И с каждым годом мы это, конечно, ощущаем явственнее. Особенно в зимний период, когда не выдерживают трубы. А для Дагестана бич – это жаркое лето, когда возникают проблемы с электроснабжением со всеми вытекающими последствиями. С одной стороны, происходит износ, а с другой – кратно растёт нагрузка. И данная проблема, безусловно, не может оставаться вне внимания властных структур. Эта проблема неоднократно подымается Главой РД Сергеем Меликовым в ходе совещаний на республиканском и федеральном уровнях.

В рамках недавно состоявшегося открытого диалога на форуме «Регион 2030. Платформа будущего» он рассказал о развитии электросетевого комплекса Дагестана и перспективах закрытия дефицита электроэнергии в республике, в том числе, за счет строящихся объектов возобновляемой энергетики. При этом С.Меликов отметил, что не питает иллюзий на счет возможностей возобновляемой энергетики и перспектив закрытия всей потребности в электричестве в регионе за ее счет.

«Возобновляемая энергетика, на мой взгляд, является альтернативой, но не заменяющей те мощности, которые подаются по магистральным электросетям. Было бы наивно полагать, что в Дагестане при том росте промышленного производства, жилищного строительства и развитии туристических кластеров не увеличится энергопотребление. Конечно, увеличивается в разы. К сожалению, у нас значительное увеличение потребления энергии произошло еще и потому, что мы за последние несколько лет подачу электричества на отдельные предприятия и даже многоквартирные дома вывели из серых зон. То есть это электричество и раньше потреблялось, но не было зарегистрировано, не было оплачиваемо, и, как и в ситуации с транспортом, эти платежи не шли на модернизацию энергетического корпуса. Отсюда и ежегодные энергетические коллапсы, которые у нас происходят»,- рассказал С.Меликов. Следует отметить, что Глава РД также заявил, что при проверках платежей за электричество выясняется, что население Дагестана как раз исправно за него платит, а основными неплательщиками и накопителями долга являются частные предприятия, которые находились в «тени».

«В сфере ЖКХ различные водоканалы, различные сервисы, иные многочисленные компании, не оказывая должным образом услуг населению, в том числе, с населения оплату брали. И эта оплата не шла на модернизацию каких-то определенных отраслей, а оседала в кармане у тех людей, которые в том числе сегодня либо различные сроки уже отбивают, либо находятся под судом. Но это не решило проблему от того, что они осуждены или находятся под судом. Проблема-то осталась, и восстанавливать сегодня это очень тяжело»,- сказал глава.

Многое сделано и делается. Однако ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства всё ещё остаётся критической. Для её нормализации была разработана и утверждена специальная Программа устойчивого экономического развития предприятий энергетики и ЖКХ Республики Дагестан. Ключевыми ее мерами являются мероприятия по консолидации разрозненных активов (включая бесхозяйные объекты, которые по предварительным оценкам составляют 50% от общего числа коммунальных активов, незавершенное строительство), их эксплуатация на базе единого предприятия, обеспечение единых стандартов качества, а также установление экономически обоснованных тарифов.

Безусловно, для улучшения качества инфраструктуры нужны средства. Их федеральный центр в последние годы периодически выделяет, однако и этого явно недостаточно. Тем более, что с пополнением бюджета в стране сейчас не всё гладко. Получается, что растут тарифы на ЖКХ. Причём у населения, с его мизерными зарплатами у основной массы людей, такой рост сильно бьет по карману.

В связи с этим для социальной защиты населения и приравненных к ним потребителей Республики Дагестан, а также снижения тарифной нагрузки на население приняты соответствующие нормативно-правовые акты:

  • Закон РД от 23.06.2022 № 48 «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Республики Дагестан», устанавливающий лиц, имеющих право на льготные тарифы в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, основания для предоставления льготных тарифов и порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
  • Постановление Правительства РД от 11.11.2022 № 381 (в ред. от 29.11.2023) «О реализации правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, возникающих при реализации мероприятий региональных программ устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства».

Вышеназванные правовые акты позволяют сдерживать рост тарифа для населения и субсидировать «межтарифную разницу» из средств федерального и республиканского бюджетов.

Приказами Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан от 28.12.2024 № 45-ОД-233/24, 45-ОД-234/24, 45-ОД-232/24, в городе Махачкале были установлены экономически обоснованные тарифы для прочих потребителей в следующих размерах:

водоснабжение – 40,30 руб./куб.м (без НДС);

водоотведение – 20,12 руб./куб.м (без НДС);

теплоснабжение – 3104,65 руб./Гкал (без НДС).

Также указанными приказами были введены в действие льготные тарифы для населения, которые установлены на 2024 год в следующих размерах:

водоснабжение: в первом полугодии – 11,90 руб./куб.м с НДС (остались на уровне 2-го полугодия 2023 года), во втором полугодии – 16,01 руб./куб.мс НДС;

водоотведение: в первом полугодии – 5,87 руб./куб. с НДС (остались на уровне 2-го полугодия 2023 года), во втором полугодии – 7,90 руб./куб.м с НДС;

теплоснабжение: в первом полугодии – 2115,07 руб./куб.м с НДС (остались на уровне 2-го полугодия 2023 года), во втором полугодии – 2556,91 руб./Гкал с НДС.

Такую тарифную сетку специалисты считают экономически обоснованной. Необходимы энергоресурсы, замена устаревшего оборудования, ремонт насосных станций, паровых и водогрейных котлов и замена теплотрасс. В противном случае износ коммунальной инфраструктуры будет повышаться, что неминуемо приведёт к коллапсу, с которым навряд ли кто-то из нас хочет столкнуться.

Карина М.