Данная народная мудрость применима ко многим жизненным ситуациям, однако может заиграть совершенно мрачными красками, когда сила становится определяющей в отношении людей в семье, особенно когда речь идёт о маленьких и беззащитных детях…
Жителей Дагестана потрясла новость об истязании малолетней дочери жительницей Каспийска, которая стала фигуранткой возбуждённого против неё уголовного дела. Со стороны правоохранительных органов ей вменяется причинение средней тяжести вреда здоровью и неисполнении обязанностей по воспитанию своего несовершеннолетнего ребенка. И делала она это систематически. А 16 мая 2024 года подозреваемая, продолжая истязать свою 9-летнюю дочь, совершила насильственные действия в отношении последней путем неоднократного нанесения ударов металлическим предметом по различным частям тела.
Возможно, она руководствовалась принципом: мой ребёнок, что хочу, то и делаю. По крайней мере, в этом убеждены многие. Показательным в данном случае является инцидент, недавно произошедший в Санкт-Петербурге, когда один из уроженцев южного региона в гневе нанёс ножевые ранения своей супруге прямо на улице. И когда за неё вступились проходившие рядом мужчины, то он стал оправдываться, что он не их же жену тронул, а свою. Для таких людей супруга или дети являются в их понимании собственностью. Может, таким людям не стоит жениться и заводить детей вообще?!
Далеко за пределы Казахстана недавно вышел громкий показательный процесс над экс-министром национальной экономики, обвиняемого в истязаниях и убийстве гражданской жены. Сегодня этот случай широко обсуждает не только русскоязычная аудитория. А идущая в прямом эфире трансляция заседаний суда собирает миллионные просмотры.
Тема домашнего насилия, безусловно, привлекает внимание людей. И это вовсе не потому, что они такие кровожадные и требуют зрелищ. Подобное насилие происходит сплошь и рядом, особенно в нашей стране. Однако на законодательном уровне есть много брешей, которыми и пользуются любители рукоприкладствовать.
При этом домашнее насилие – это систематически повторяющиеся акты физического, психологического, сексуального и прочего воздействия на близких, и совершаются они ради тотального контроля над жертвой. Для семейного тирана это не разовый акт агрессии, а система поведения, и если от уличного хулигана можно спрятаться дома, то где спрятаться от того, кто живет с тобой в одной квартире?
Для парламентариев Казахстана и его президента чудовищные кадры избиения молодым мужчиной беззащитной девушки стали убедительным основанием для принятия поправок, ужесточающих закон о бытовом насилии, хотя в этой стране, как и в России, был принят закон о декриминализации.
Теперь, согласно изменениям, статьи о побоях и умышленном причинении легкого вреда здоровью перейдут в Уголовный кодекс. Закон также предполагает создание в стране центров поддержки семьи для помощи пострадавшим от насилия. Вслед за Казахстаном важные поправки в закон против домашнего насилия абсолютным большинством голосов принял и парламент Армении.
Подобные законы, к великому сожалению, не в переносном, а прямом смысле написаны кровью женщин, которых не успели защитить.
В нашей стране насчитывается 16 млн. жертв домашнего насилия. По данным МВД РФ, от него страдают женщины в каждой четвертой семье. От рук супругов ежегодно погибает порядка 10 тыс. женщин, еще две тыс. сводят счеты с жизнью, не выдержав побоев и оскорблений, а каждая вторая женщина хотя бы раз пережила насилие со стороны своего избранника.
И это только официальные данные. Не секрет, что многие скрывают подобное, боясь предавать огласке, к примеру, в силу менталитета, как это происходит в нашем регионе. Сор из избы выносить нельзя, да и многие скажут, мол, сама виновата – язык за зубами не держала. Да и поскольку у нас не принято забирать тело в морг для медицинского заключения об истинных причинах смерти, то это просто благодатная почва – убивай, когда вздумается. Потом можно слёзно скорбеть для родственников и знакомых, пришедших на похороны – всего-то делов.
А после декриминализации побоев в 2017-м году у человека с синяком или разбитым носом вообще могут по закону не принять заявление. Вот убьют – тогда приходи.
Что же ещё должно произойти в России, чтобы и мы признали тиранию в семье не личной, а общественно значимой проблемой и криминализировали домашнее насилие?
Может, парламентарии не особо этим заморачиваются, так как сами грешны в этом. По крайней мере, есть уже прецеденты с убийством и признанием в этом одним из тверских депутатов. В данном случае родственники женщины поймали с поличным. А сколько ещё мы не знаем!
В мире только 47 стран не имеют отдельного законодательства против домашнего насилия: страны Африканского континента, Ближнего Востока, Южной Азии и Россия. И тут есть над чем задуматься…
Карина М.