Дагестанские сироты ждут квартиры годами и не дожидаются

Дагестанские сироты ждут квартиры годами и не дожидаются 

Тема предоставления квартир сиротам – снова на первых полосах. Время идёт, а мы, как в той присказке: «Не страшны дурные вести, мы в ответ бежим на месте». Так и очереди на жилье — стоят на месте. Статистика штука безжалостная, и, к сожалению, мы видим этому подтверждение. Тем временем с начала 2023 года в следственное управление по Дагестану поступило 47 сообщений о преступлениях в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями. В результате проверок было возбуждено 10 уголовных дел в отношении должностных лиц администраций Махачкалы и Кизляра, Казбековского, Новолакского, Магарамкентского, Ахтынского районов. Почему дело доходит до уголовных дел? Об этом в нашем материале.

Самое частое нарушение — предоставление некачественных жилых помещений детям-сиротам. Также проверяющими выявлены факты подделки документов, незаконного исключения из списка очередников, неосвоения бюджетных средств и предоставления жилья в доме, не соответствующем требованиям законодательства и санитарным нормам. Как говорится, «полный пакет».

По данным Министерства образования республики, в очереди на получение жилья сейчас числится свыше 4 тысяч человек. В прошлом году новоселами стали 392 человека. Несмотря на это, очередь не только не уменьшается, но и растет.

«На 1 августа 2023 года в списке состоят 4 263 сироты (от 14 лет и старше). Из них у 3 486 человек возникло право на получение жилого помещения (от 18 лет и старше). За аналогичный период прошлого года в списке на обеспечение жильем состояли 4 168 детей-сирот, а в 2021 году — 3831», — сообщили в ведомстве.

К адвокату Альбине Абдулкеримовой нередко обращаются дети-сироты, не получившие жилье. За год она ведет около 15 таких дел, а консультаций проводит еще больше.

«Самый актуальный вопрос – очередь подходит, а жилье не предоставляется. Как объясняют в администрациях муниципалитетов и в минстрое, они не могут закупить жилье, поскольку выделяется маленькая сумма за квадрат. Либо они банально не укладываются в метры – всего 33 метра, такие квартиры не строят. Мы этот вопрос поднимали. Суть в том, чтобы заранее, на начало года, заложить эти средства и проработать механизм, чтобы застройщики могли строить такое жилье», — говорит Абдулкеримова.

Сейчас в очереди на получение жилья в столице Дагестана находятся 836 человек, из них 710 достигли 18-летнего возраста и должны быть обеспечены жильем. Квартиры выдаются исходя из даты постановки на учет. В этом году отметить новоселье должны были те, кто встал в очередь в 2014 году…

Поразительные, страшные цифры, с которыми приходится мириться.

Жилье для сироты должно быть пригодным для проживания и с необходимым минимумом условий – плита для приготовления пищи, сантехника. Площадь – не меньше 33 квадратов. Если в прошлом году мэрия Махачкалы смогла найти выход и приобрела 105 квартир для детей-сирот, то в этом году с постоянным ростом цен на стройматериалы (и не только) это сделать уже невозможно.

«Аукционы проводятся на официальной площадке. В этом году 573 раза объявлялись, не было ни одной заявки, и аукционы признаны несостоявшимися», — пояснила Саида Рабадангаджиева из управления по жилищным вопросам администрации Махачкалы.

Отсутствие заявок от застройщиков – следствие стоимости контрактов.

«На третий квартал стоимость квадратного метра жилья (в Махачкале. – «МД») была установлена на отметке 97 120 рублей. Умножьте на 33 квадрата. Но по этой стоимости и нужной квадратуры у нас не было заявок», — подсчитывает чиновница.

С жалобами на длительное ожидание сироты обращаются и к детскому омбудсмену Марине Ежовой. Чаще всего заявители – выпускники детских домов. Они должны быть обеспечены квадратными метрами в приоритетном порядке, убеждена уполномоченная.

«К нам обращаются в основном выпускники детдомов с жалобой на долгие сроки ожидания жилья. В среднем по республике оно составляет 6-7 лет. К сожалению, в законодательстве не закреплено преимущественное право сирот из казенных учреждений на получение жилья, хотя мы, уполномоченные, неоднократно просили депутатов всех уровней подготовить законодательные инициативы. Согласитесь, не совсем справедливо уравнивать в имущественных правах ребенка из детдома, которому реально некуда идти, и ребенка, живущего в семье, с родными и близкими», — говорит Ежова.

Но пока такая инициатива не нашла отклика у вышестоящих чиновников.

Чтобы как-то ускорить процесс обеспечения квадратными метрами нуждающихся и сократить очередь, власти ввели новую меру поддержки детей-сирот: жилищные сертификаты. Новшество активно внедряется. Для многих тех, кто долго и безуспешно ожидает своего «угла» — это реальный шанс справить новоселье. Есть один нюанс – сумма сертификата еще меньше той, что заложена на покупку квартир.

Размер единовременной выплаты составляет 2 млн 334 тыс. 585 рублей. Цифра складывается с учетом стоимости квадратного метра по нормативам, установленным Минстроем РФ, это 70 745 рублей за квадрат и с учетом социальной нормы в 33 квадратных метра на человека.

Приобрести жилье (квартиру или частный дом) с помощью сертификата можно в любом муниципалитете Дагестана. По действующим рыночным ценам найти готовое для проживания жилье в городах Дагестана за эту сумму невозможно — только каркас квартиры. Но по условиям договора, такой вариант не рассматривается.

При покупке жилья заявитель вправе использовать собственные и кредитные средства, а также материнский капитал.

«Мы провели разъяснительную работу с нашими очередниками, возраст которых 23 года или выше. Соблюдение указанного возрастного ценза – обязательное условие, — объясняет Саида Рабадангаджиева. —  В итоге сертификаты одобрили 92 заявителям. Все средства, которые были направлены нам (Республике Дагестан. – «МД») на закупку жилья — 314 миллионов рублей, были отозваны в минстрой, перераспределены между всеми муниципальными образованиями. Очередники со всей республики могли иметь одинаковый доступ к этим сертификатам. Правительство посчитало, что целесообразнее хотя бы сертификаты людям дать. Те, кто стоит в конце очереди, уже обзавелись семьями, детьми, у них есть маткапитал, могут докупить к земельным участкам частный дом, и приватизация им не нужна. Сертификат дает своего рода облегчающие условия. Несмотря на то, что его стоимость на третий квартал  2,3 млн рублей.  Вроде бы маленькая сумма, но есть другие привлекательные условия. Особенно для тех, кто достиг предельного возраста (или его превысил), будет стоять в очереди при таком обеспечении еще не один год. Жить на съемных квартирах, годами платить за чужое жилье».

Всего в этом году жилищные сертификаты получили 189 человек. Теперь они должны до конца года найти и приобрести жилье с помощью этой льготы.

Лидия Семенова из Махачкалы долго сомневалась, стоит ли ей оформлять сертификат. Но почти десять лет проживания на съемной квартире в ожидании своей убедили женщину решиться. Она была в числе первых, кто оформил жилищный сертификат и купил собственное жилье – дачный домик на Кривой балке. Лидия говорит, что нелегко было найти квадратные метры, подходящие по цене, а еще не все из продавцов соглашались на такой способ оплаты (средства сертификата обналичить нельзя, передать его третьим лицам — тоже).

«В очереди стояла почти десять лет, 279-я по списку. Долго искала на «Авито» подходящий вариант, нашла. Договорилась с хозяйкой, оформила договор купли-продажи. Дом отдельно идет, участок отдельно. Я нашла дом со всеми удобствами за сумму сертификата. У меня были личные накопления – сто тысяч рублей. Оформила участок. Когда стоишь в очереди на квартиры, их выдают без зеленки. А у меня и зеленка на участок, и зеленка на дом», — рассказывает Лидия.

Сейчас женщина наводит порядок в доме и на участке и готовится отметить долгожданное новоселье. И все никак не может поверить, что все это принадлежит ей.

Анастасия Расулова

md-gazeta.ru/obshhestvo/131834