Народный фольклор

Фольклор горских евреев содержит множество богатых, разнообразных жанров поэтических и прозаических произведений, отличающихся высокими художественными достоинствами. Характерная особенность фольклора горских евреев – обилие поэтических форм. Все виды народных песен, легенды, дастаны, поэмы, колыбельные, плачи создавались в стихах. Даже загадки, скороговорки, считалки, небылицы, поговорки и пословицы нередко представлены в рифмованной форме.

Хэр эз же дануьсде жевгьер чуьниге? — Осёл откуда может знать, что такое драгоценность?

Сие пешме сипи сохде нибу, хэре эгъулменд —  Черную шерсть белой не сделаешь, а дурака умным

Эри эгъулменд гъул бире хуби, эри хэр огъо биреинжон —  Лучше быть слугой умного, чем господином у дурака

Э хэревоз кор гирдиге, ёгъин э сертуь кор миев — Если с дураком свяжешься, себе на голову приключение найдешь

Жингире э гIэруьси огол зеребу, мугу: «Огь! Инжо эз хунейму хуби!» — Сумасшедшего на свадьбу пригласили, он сказал:

«О! Здесь лучше, чем у нас дома»!

Жингире гове, жингире гуселе мибу — У сумасшедшей коровы и теленок будет сумасшедшим

Кор жингире Шомоил омори э сер эну — Дело сумасшедшего Шомоила пришло на его голову

И коргьой эн жингире Шомоиле хунои! — Эти дела, как у сумасшедшего Шомоила

Жингире эз хуьшде хэбер нибу — Сумасшедший не знает, что он сумасшедший

Хэр эз же дануьсде хьэлво чуьниге? — Осёл откуда знает, что такое халва?

Сер келе бисдо гуфдире эричуьни, э сер эгъуьл недебиренге — Зачем нужна большая голова, если в ней ума нет.