То, что государственный бюджет Российской Федерации является дефицитным, всё чаще звучит с высоких властных трибун. Для этого, конечно, существуют определённые причины. Значительно выросли расходы на оборонку, а экспорт энергоносителей претерпевает определённые трудности из-за беспрецедентного санкционного давления.
В таких условиях многое, безусловно, будет ужесточаться: урежутся некоторые статьи расходов и т.д.
Одним из выходов из создавшейся ситуации Минфин РФ усмотрел в том, чтобы возложить прямую ответственность за бюджетный дефицит на глав восьми регионов, среди которых, конечно же, и дотационный Дагестан. За неисполнение обязательств по снижению разрыва между региональными доходами и расходами Москва грозит оставить субъекты без дотаций. Основная причина подобных требований заключается в высокой доле федеральных дотаций в региональных бюджетах: она превышает почти 40% объема собственных доходов. При этом на четыре республики (Тува – 20,5 млрд., Дагестан – 86 млрд., Ингушетия – 14,4 млрд., Чечня – 43 млрд. рублей) приходится 20% (164 млрд. рублей) от общего объема дотаций в 822 млрд. рублей.
Для восьми регионов стандартную форму соглашения о предоставлении дотаций в 2024 году предлагают расширить за счет дополнительных обязательств. Их главы должны либо отказаться от дотаций или до 18 декабря подписать соглашения с рядом обещаний. Речь идёт в том числе о повышении собираемости доходов и эффективности бюджетных учреждений, отказе от увеличения числа бюджетников и чиновников и от увеличения им зарплат выше инфляции.
Правда, если быть честными до конца, то уровень заработных плат у дагестанских бюджетников и так оставляет желать лучшего, а их значительное увеличение – это вообще для большинства что-то из области фантастики. Так что нужно копать глубже…
А пока мы интенсивно занимаемся вопросами, связанными со сбором налогов.
Недавно под руководством Председателя Правительства Республики Дагестан Абдулмуслима Абдулмуслимова прошло совещание по вопросу учета начисленных и уплаченных налогов и взносов на едином налоговом счете.
Следует отметить, что с 1 января текущего года были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, и теперь налоги, сборы и взносы перечисляются на единый налоговый счет. В связи с этим нововведением, правда, поступают обращения от глав муниципальных образований Республики Дагестан по проблеме неисполнения установленных бюджетных назначений на 2023 год, сложившихся в результате списания денежных средств со счетов местных бюджетов и переноса их на единый налоговый счет.
При этом и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан Руслан Мирземагамедов считает, что одним из основных способов обеспечения устойчивого развития экономики Республики Дагестан является повышение собираемости налогов, зачисляемых в консолидированный бюджет.
«Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в начале года, в части перехода на институт единого налогового счета, существенно отразились на суммах налоговых поступлений местных бюджетов и послужили индикатором состояния налоговой дисциплины в регионе.
До введения ЕНС переплата по каждому виду доходных источников зачислялась в соответствующий бюджет. Зачет переплат в счет задолженности по налогам, подлежащим зачислению в другие бюджеты, допускался только в случае представления налогоплательщиком заявления на возврат, зачет излишне перечисленных или взысканных сумм».
В итоге у нас следующие результаты, озвученные премьером РД:
«В феврале 2023 года УФК по Республике Дагестан списаны с единых счетов республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований в федеральный бюджет средства в сумме 2,1 млрд. руб. На 1 ноября 2023 года в консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 44,3 млрд. рублей, плановые задания исполнены на 96 %, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 1,9 млрд. рублей или 4,6 %».
Безусловно, у республики есть ещё потенциал для обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. Минимальная цифра называется, к примеру, в 10%, если сравнивать показатели предыдущего и нынешнего годов.
«В местные бюджеты поступили налоговые и неналоговые доходы в сумме 10,7 млрд. рублей, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 200 млн. рублей или 1,7%. Плановые назначения исполнены на 98%. Не выполнены бюджетные назначения в основном по имущественным налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Исполнение составило: по земельному налогу 546,3 млн. рублей или 56% от плановых заданий; по единому сельскохозяйственному налогу 35,8 млн. рублей, или 56,4%; по патентной системе налогообложения 29,8 млн. рублей, или 70,2%»,- обратил внимание премьер.
Кроме того, на прошлой неделе были обсуждены меры по снижению уровня неформальной занятости в республике. В совещании в формате ВКС приняли участие главы муниципальных образований, представители УФНС России по РД, руководство профильного министерства и другие ответственные лица.
Нельзя не признать, что «теневая» занятость носит в республике системный характер.
Глава кабмина напомнил, что в соответствии с планом в текущем году предстоит вывести из «тени» не менее 20 тыс. человек.
«Данные параметры были определены федеральным Министерством труда. Они согласованы республикой. В течении трех лет неформальный сектор в регионе должен сократиться почти на треть, если учитывать, что в этой сфере трудовую деятельность осуществляют порядка 340 тыс. человек. Конечно, это колоссальная цифра для нашего региона, имеющего трёхмиллионное население.
Для каждого муниципалитета определены целевые показатели. По тем данным, что имеются, высокие результаты, как и прежде, отмечаются в Сулейман-Стальском, Агульском, Ботлихском и некоторых других районах.
При этом в ряде районов и городов о достижение плановых значений на сегодня составляет менее 40%»- заявил премьер.
Как отметил А.Абдумуслимов, резервы для значительного сокращения неформальной занятости в республике имеются. Достаточно вспомнить ситуацию на торговых рынках, в строительстве, сельском хозяйстве, в других отраслях.
Что уж говорить, если даже подрядчиками, исполняющими государственный контракт, при строительстве или возведении социальных объектов привлекается местное население, а трудовые отношения с ним должным образом не оформляются.
По поручению премьер-министра, ещё в апреле текущего года в целях увеличения доходной части бюджета распоряжением Правительства образовано 5 специальных зональных рабочих групп, в состав которых включены представители руководящего звена органов исполнительной власти. В задачи данных структур как раз входят вопросы выявления налоговых резервов и легализации «теневого» сектора экономики.
И есть уже определённые результаты: согласно последним данным мониторинга, в результате рейдовых мероприятий муниципальными рабочими группами в официальный сектор по предварительным данным переведено 20139 работников, что составляет 98,3% от установленного на текущий год для республики плана (20447 человек).
Исполнение контрольных значений (более чем на 83%) обеспечили лишь 26 районов и городов республики. Это почти половина. Значит, и остальным придётся подтягиваться и улучшать данные показатели. Другого выхода, что вполне очевидно, нет. Нужно учиться самостоятельно управлять в кризисной ситуации. Молочные реки и кисельные берега имеют свойство когда-то заканчиваться.
Карина М.