Новое старое

Начался новый учебный год, и он принёс с собой много проблемных вопросов, поскольку государство в связи с последними событиями приняло твёрдое решение заниматься и воспитанием подрастающего поколения, которое долгое время было в этом смысле предоставлено практически само себе. А сели быть точнее, то Интернету, где получает как полезную информацию, так и не очень. Несформировавшаяся психика детей – благодатное поле.

Мы уже начали «Разговоры о важном», целью которых является укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма. Кто-то к ним относится со всей серьёзностью, кто-то проводит их для приличия. Со стороны учеников наблюдается аналогичная картина: они плохо воспринимают формат «политпросвещения». Однако на этом решили не останавливаться, делаются попытки со стороны государственных органов продвинуться в этом вопросе дальше. Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил главе Минпросвещения Сергею Кравцову письмо с предложением ввести во внеурочный школьный курс «Разговоры о важном» дополнительные направления. Слишком абстрактны в сегодняшнем обществе понятия патриотизм и духовно-нравственные ценности. Поэтому из Госдумы предлагают конкретизировать тематику «разговоров». Речь идет об обучении школьников финансовой грамотности и формированию семейного бюджета, основам психологии, межличностных взаимоотношений, правильному питанию и осознанному потреблению, а также инструментам решения широкого круга «взрослых» проблем: от оплаты коммунальных услуг, пользования сервисом «Госуслуги» до оформления ДТП и взаимоотношений с госорганами.

Предполагается, что такие изменения позволят школьникам стать ответственными и законопослушными гражданами.

Тем временем в Госдуме готовят учителям и школьникам еще один «подарок» – новый школьный курс «Семьеведение». Когда-то в наших школах уже были подобные уроки. И цель у них, безусловно, благородная, если учитывать катастрофическое количество разводов в стране. Какие бы цифры ни показали нам статисты, тенденции к самодостаточному существованию есть, и от них никуда не деться. В прежние времена одиночество было гарантией того, что человек не выживет, а вот вместе с кем-то шансов выжить было больше. В советское время на одну зарплату было тяжеловато прожить, а на две – вполне, поэтому одиночество всегда воспринималось как несчастье, которого надо избегать.

Однако времена изменились. Оказалось, что и без партнера можно экономически выжить и построить хорошую карьеру. Особенно это касается женщин. Рост одиноких домохозяйств – это предмет беспокойства с точки зрения государственной политики, ведь у нас и так всё плохо с демографией. И нужно этому хоть как-то противостоять. Поможет ли «Семьеведение»? Введение таких уроков должны вести только семейные люди, что тоже несколько проблематично. Кроме того, какие основные дисциплины сокращать?

И Дагестан в отношении введения новых дисциплин не отстаёт. Для формирования у обучающихся знаний об историко-культурном наследии республики с 1 сентября будет введен образовательный проект для первоклассников «Мой Дагестан. Край, в котором я живу». Новый курс вводится по поручению руководителя региона Сергея Меликова. В принципе у нас уже есть подобные дисциплины: в школах дополнительно преподают «Историю Дагестана», «Культуру и традиции народов Дагестана», «Дагестанскую литературу», национальные языки. Дети постарше не очень всё это любят, поскольку это для них лишняя нагрузка. Тем более, что из-за перегруженности школ и сложностями в организации послешкольной деятельности, им ввели пятидневку. В связи с этим количество уроков в будничные дни ощутимо выросло. Возможно, первоклашки более восприимчивы будут к этой информации.

В общем, вполне очевидно, что в российском обществе при отсутствии идеологии запрос на воспитание сошёл постепенно на нет. Тем более, что у нас уже не социалистический строй, и школу поставили в положение оказания услуг. Вполне объяснимо, почему родители хотят, чтобы у их детей было больше часов по предметам, которые им нужны для сдачи ЕГЭ. Остальное всё они считают лишним и обременительным, как пережиток советского времени. Раньше мы строили коммунизм, и подобное воспитание было вполне оправданно. А сейчас. Поэтому родители хотят, чтобы их дети получили хорошее образование и построили успешную карьеру. А с этим у нас несколько проблематично, и они предлагают больше над этим подумать, так как не у всех есть деньги на частную школу.

По данным исследований, в 2021/22 учебном году каждый шестой учитель в российских школах не имел высшего педагогического образования.

Таких насчитали примерно 16% от общего числа, или 172 300 человек. Утешает лишь тот факт, что большинство учителей, а именно 84,1% от общего числа, все же имеет дипломы о высшем педагогическом образовании. Однако в целом ситуация настораживает.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов выступил с инициативой обучать педагогов для средней школы (с 5-го по 9-й класс) в системе среднего профессионального образования (СПО). Сегодня, согласно профстандарту, учителями могут работать только люди с профильным высшим образованием, с образованием по профильному предмету, а также студенты педвузов старше третьего курса. А система СПО выпускает лишь специалистов для детских садов и начальных школ, учителя-предметники обязаны окончить вуз.

В феврале 2023 года статистика Минпросвещения засвидетельствовала, что в России огромный дефицит учителей в школах. В трети школ нет учителей физики, географии, биологии, информатики, почти в половине школ – учителей химии. Такой проблемы нет в начальных классах – там трудится почти треть от всех учителей. Более-менее обес­печены школы и учителями по русскому языку и литературе – их 125 тыс., пока хватает. На удивление немногим уступает число учителей английского языка – 103 тыс. специалистов. А вот с химией, физикой, географией и биологией проблемы.

При этом половина учителей в школах России – это пенсионеры и предпенсионеры. Похоже, заменить пожилых учителей будет некому. Выпускники педвузов не остаются в школах работать, для этого им нужны нормальные зарплаты…

Карина М.