«Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат…»

Тех, кто застал времена Советского Союза, хорошо помнят стихотворение талантливого поэта Владимира Маяковского, которое начиналось со следующих строк:

У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?

С момента написания произведения прошло почти столетие, однако данная проблема остаётся актуальной до сих пор. Ещё совсем недавно все хотели быть, юристами и экономистами, однако со временем пришло понимание, что получение диплома с такими модными специальностями вовсе не обеспечивают хорошую путёвку в жизнь. Во-первых, слишком уж много их развелось, а во-вторых, можно и не озвучивать – всё всем и так понятно. Особенно в нашем регионе, где трудоустроиться можно совершенно по иным критериям, а не тем, что должны приниматься во внимание на самом деле.

В сегодняшней непростой ситуации в стране образованию стало уделяться пристальное внимание. И это, конечно, вполне объяснимо. Старые подходы не совсем подходят, а новые – эффективные – пока ещё до конца не выработаны. Будем идти, несомненно, методом проб и ошибок. Других вариантов нет, ведь от сферы образования во многом зависит вся экономика страны, взявшая курс на относительную изоляцию и самодостаточность. И. надо признать, это очень тяжёлый путь. Тем более, что в стране не хватает рабочей силы и квалифицированных кадров, многие из которых уехали за её пределы.

На днях президент РФ Владимир Путин провел встречу с министром просвещения Сергеем Кравцовым, на которой были обсуждены вопросы развития образования в стране.

По словам Кравцова, в рамках реализации национальных проектов в России было создано около 17 тыс. «точек роста» и 360 центров профессионального образования, известных как «кванториумы». В частности, в Дагестане в 2023 году было открыто 67 «точек роста» и один «Кванториум».

Руководитель федерального ведомства отметил, что страна достигла значительных успехов в области капитального ремонта школ. Только в прошлом году в России было отремонтировано почти 1,5 тыс. школ. При этом Дагестан является абсолютным лидером по количеству введенных школ и детских садов, а также успешной реализации программы капитального ремонта общеобразовательных организаций.

Следует отметить, что в 2023 году в Дагестане в рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» было осуществлено финансирование проектирования и строительства 54 школ на 22 тыс. мест. Из 54 объектов образования, финансируемых программой, разрешения на ввод в эксплуатацию получены для 38 школ и 12 детских садов. В 2023 году также были открыты 17 новых школ и 26 детских садов, которые получили лицензии на образовательную деятельность.

Также в рамках регионального проекта модернизации школьных систем образования федеральной программы капитального ремонта школ, инициированной Президентом страны Владимиром Путиным в 2021 году, в 2023 году был успешно осуществлен капитальный ремонт и оснащение современным оборудованием 153 зданий школ.

Причём программа по капитальному ремонту школ и строительству новых СОШ успешно выполняется, несмотря на санкции. Сергей Кравцов заверил главу государства, что его поручение о ремонте 7300 школ будет выполнено в установленные сроки.

Министр также подчеркнул, что благодаря строительству новых школ полностью была ликвидирована третья смена обучения в России. Примерно 15% детей продолжают учиться во второй смене. Кроме того, все учебные заведения, включая сельские, оснащаются новым оборудованием.

Кроме того, в России ежегодно ремонтируется полторы тысячи школ, причем всё идет без каких-либо сбоев.

То есть условия для школьников создаются. Однако это одна сторона медали. Ведь получение образования не является самоцелью, а это всегда трамплин для дальнейшего получения профессии. Об этом также задумались на самом высоком властном уровне.

Правительство РФ актуализировало долгосрочную программу содействия занятости молодёжи на период до 2030 года. Об этом сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами в понедельник.

«По поручению президента мы актуализировали долгосрочную программу содействия занятости молодежи, план по ее реализации и соответствующие целевые показатели. Она была утверждена около двух лет назад и рассчитана до конца десятилетия»,- сказал глава кабмина.

По словам премьера, в рамках программы будут сформированы условия, которые позволят молодым людям еще до совершеннолетия определиться с дальнейшей профессией, получить необходимый опыт, приобрести умения, знания, необходимые для будущей специальности.

Обновленная программа предусматривает уроки по профессиональной ориентации для школьников 6-11-х классов, оптимизирована процедура трудоустройства, в том числе временного, на платформе «Работа России» и портале госуслуг будут размещаться предложения по заключению договора о целевом обучении с потенциальными работодателями.

«Ребята от 14 до 18 лет смогут в свободное от учебы время осваивать практические навыки»,- пояснил премьер.

«Рассчитываем, что реализация долгосрочной программы поможет нашим молодым людям, выпускникам и начинающим специалистам скорее находить соответствующие вакансии и достигать, что очень важно, успехов в своей карьере, а экономика будет обеспечена востребованными кадрами»,- подчеркнул Мишустин.

Это, надо признать, хороший подход к решению проблем, причём как для работодателей, так и для молодёжи. И у нас в недавней истории был уже подобный пример. Можно сколько угодно, допустим, спорить о сталинской эпохе, но одно обстоятельство можно смело вынести за рамки дискуссии. Это было действительно время экстремальной социальной лабильности, то есть очень хорошо работали так называемые социальные лифты, причём в дистанции всего лишь одного поколения. Кадровый голод в бурно развивающихся отраслях то тут, то там оставляли для рядовых граждан окна возможностей. Это как раз и была настоящая возможность выхватить ту самую путевку в жизнь, что и заложило у советских людей стремление к высшему образованию. (В странах Запада для многих это непозволительная роскошь, и они туда не особо стремятся, осваивая более приземлённые профессии). Кстати, в так называемые застойные годы СССР, диплом уже не играл такой же роли, как во времена Сталина. Его хотели уже получить, так сказать, уже по инерции. И даже при этом, к примеру, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия из одного школьного класса примерно только 5-6 человек поступали в вузы в отличие от практически поголовного после развала СССР.

Таким образом, можно констатировать следующий факт: экономический рывок рождает потребность в кадрах, что в свою очередь создает перспективы для той самой социальной мобильности. И здесь уже есть смысл стимулировать процесс, чтобы поток кадров хлынул в стратегически нужные направления, а не следовал строго рыночной конъюнктуре, когда идут туда, где это престижно. У Михаила Мишустина в этом смысле правильное понимание ситуации.

Подвязана данная программа к среднему образованию и предусматривает профориентацию с 6 класса. То есть к выпуску человек с большей долей вероятности будет иметь представление о том, куда двигается дальше. С этой же целью оптимизирована и процедура трудоустройства подростков с 14 до 18 лет, что даёт шанс получить реальные практические навыки, ту самую базу, с которой начать трудовую деятельность будет куда проще.

Карина М.