Общая протяженность построенных и отремонтированных дорог в Дагестане за год превысит полтысячи километров

Эксперты говорят о значительном продвижении республики в сфере развития дорожной сети и еще более масштабных планах в этой области. Эта динамика проанализирована в публикации «Молодежки».

Предыстория вопроса

Летом 2021 года в режиме видеоконференции состоялась рабочая встреча Владимира Путина с руководителем Дагестана Сергеем Меликовым. Глава республики обозначил «системные проблемы», которые «длятся десятилетиями, а их негативное влияние особо ощущается в последние годы». Президент пообещал «сформулировать» соответствующее поручение правительству.

Среди таких вопросов в беседе президента и главы региона была упомянута и дорожная тематика.

Говоря о росте смертности в результате ДТП, Меликов пояснил: «Причиной высокого уровня аварийности является недостаточная ширина проезжей части – наличие в основном двух полос при минимальной потребности в четыре». По его данным, транспортный поток за последние годы вырос с 14 тысяч до 32 тысяч автомобилей в сутки.

Решению проблемы, по мнению врио главы республики, могла бы помочь реконструкция трассы «Кавказ» и ее перевод в первую техническую категорию, со строительством обхода городов Дербента, Хасавюрта, Махачкалы.

«Это поможет не только повысить интенсивность ее эксплуатации, но и соединить две федеральные трассы: одна, о которой я говорил, – трасса «Кавказ», а вторая – федеральная трасса Астрахань – Махачкала, — сказал Сергей Меликов. — В настоящее время переезд с одной федеральной трассы на другую осуществляется через поселок Семендер и центральные проспекты и улицы города Махачкалы, тем самым создаются многочасовые пробки и неудобства горожанам в данном микрорайоне».

Реализация

В течение прошлого года одно за другим поступали многочисленные сообщения о том, как осуществляется работа в этой отрасли. В частности, было предусмотрено 86,7 млн рублей на разработку проектно-сметной документации и строительства автодороги федерального значения «Северный обход г. Махачкалы».

Реализация данного проекта в корне поменяет транспортную схему соединения федеральных автодорог Р-215 Астрахань — Махачкала и Р-217 «Кавказ» без прохождения по улично-дорожной сети г. Махачкалы.

Это значительно увеличит среднюю скорость транспортного потока, снизит количество дорожно-транспортных происшествий, улучшит экологическую обстановку в городе, а также увеличит пропускную способность федеральных автодорог в границах Махачкалинской городской агломерации.

Произойдет разгрузка от транзита пригородных поселков Красноармейск и Семендер.

Начало проектирования этого важного для республики проекта, по различным причинам, не могло найти решение с 2014 года.

Расширение федеральной трассы

Уже в мае 2022 года Сергей Меликов сообщил в своем телеграм-канале о запланированном расширении до четырех полос более половины протяженности автодороги «Кавказ».

«Об этом и других планах по развитию нашей транспортной системы сегодня продуктивно поговорили с начальником ФКУ Упрдор «Кавказ» Александром Геннадьевичем Лукашуком.

Транспортный комплекс России сегодня находится на новом этапе развития. Этой теме было посвящено недавнее совещание под руководством президента страны. И здесь как раз возрастает роль входящей в состав коридора «Север — Юг» трассы Р-217», — написал тогда Меликов.

В том же году стартовал капремонт семи загруженных участков дороги Р-217.

Верхний слой дорожного полотна при этом возводился из современных высокопрочных материалов. На упомянутых участках стали устанавливать тросовые ограждения по оси проезжей части.

На семи участках капремонта автодороги «Кавказ» задействовано 550 рабочих и 350 единиц спецтехники.

Подъезды к туристическим объектам

В 21 муниципалитете Дагестана ремонтируют дороги, ведущие к 24 туристическим объектам, сообщил летом прошлого года
министр транспорта и дорожного хозяйства Джамбулат Салавов.

В нормативное состояние тогда приводили дороги в Миатли, Дубках, Гунибе, Карадахе, Хучни, Кубачи, Кала-Корейше, Приморском, Самуре, Манасе, Терменлике и других муниципалитетах.

Разгрузка федеральной трассы

Одним из актуальных направлений стала тогда реконструкция дороги, ведущей в обход села Манаскент к санаторию «Каспий». Помимо реконструкции она была еще и расширена до четырех полос. Длина отрезка – около 4 километров, расположение объекта – Карабудахкентский район (южнее аэропорта).

Завершение работ на этом участке и введение его в строй дало вариант выезда по наикратчайшему направлению из аэропорта «Уйташ» на Южный Дагестан в обход поселка Манас.

Выигрышем также стала разгрузка наиболее напряженного участка федеральной трассы М-29 «Кавказ» благодаря дублирующей региональной дороге.

Дорога республиканского значения

Другим направлением стал отрезок дороги Махачкала — Буйнакск — Леваши — Верхний Гуниб. Здесь четырехкилометровый отрезок также расширяется до четырех полос.

Дорога соединяет горные районы и центральную часть республики с Махачкалой. Интенсивность движения здесь увеличилась, изначально регионалка не была рассчитана на такой трафик. Отсюда и решение о расширении трассы.

В план работ были включены расширение земполотна, уплотнение основания насыпи, с дальнейшим установлением двух слоев асфальтобетона и искусственных сооружений. Кроме того, проект предусматривает освещение дороги на кольцевом пересечении.

Помимо двух этих проектов запланировано расширение до тех же четырех полос федеральных дорог – суммарной протяженностью 50 км.

Федеральный нацпроект

Сам национальный проект «Безопасные качественные дороги» имеет статус общефедерального. Это один из национальных проектов, реализация которого запланирована на период с 2019 по 2030 год. Руководитель нацпроекта с ноября 2020 года — федеральный министр транспорта Виталий Савельев.

Цели проекта озвучены в тексте документа. Среди них — снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения. А к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности.

Другая цель — доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов.

Результаты. И планы

К концу года общая протяженность новых дорог в республике согласно планам составит около 28 км.

По итогам ремонта возобновится движение суммарно на дорогах общей длиной более 600 км.

В общей сложности на развитие дорожной сети в Дагестане в этом году предусмотрены финансовые средства в размере 17,6 млрд рублей.

Эксперт — о безопасности

Руководитель научной лаборатории, доцент кафедры «Экономика и управление» Махачкалинского филиала МАДИ, член Общественного совета при минтрансе Дагестана Мурад Абдулаев поделился с «Молодежкой» комментарием о динамике перемен в дорожной отрасли республики.

— Знаете, изменений так много и они носят такой масштабный характер, что на эту тему можно подготовить развернутое интервью, а не лаконичный комментарий. Вкратце скажу, что оценка, конечно же, позитивная: можно говорить о значительном продвижении вперед как по объемам дорожного строительства, так и по тому вниманию, которое оказывается вопросам безопасности движения.

По второму пункту, кстати, упомяну, что как раз недавно наш филиал учебного заведения провел совместное мероприятие с минтрансом, где как раз обсуждались эти вопросы. (И они проходят регулярно.) Известно, что значительная часть ДТП с тяжелыми последствиями — это выезды автомобилей на встречную полосу. На трассах, где скорости особенно высоки, такие аварии чреваты серьезными травмами и даже гибелью водителей и пассажиров.

Путь к исключению таких столкновений «лоб в лоб» тоже понятен: нужно минимизировать участки, где водители имеют возможность мчаться навстречу друг другу. Технология известна: по две полосы в каждую сторону (в этом случае автомобилист, совершая обгон, оказывается на попутной полосе), а две полосы в противоположном направлении находятся за ограждением.

Если говорить о самой оживленной в этом плане федеральной трассе «Кавказ», то, насколько мне известно, общая протяженность уже расширенных дорог и запланированных к таковому увеличению количества полос составляет около полутора сотен километров.

Безопасность, конечно, это и другие факторы: аудит, установление дорожных знаков и т. д.

Масштабы вновь проведенных и капитально отремонтированных шоссе тоже впечатляют: суммарно речь идет более чем о полутысяче километров дорог.

md-gazeta.ru/oficialno/131163