Развитие республики: итоги

В Дагестане состоялось заседание коллегии Министерства экономики и территориального развития республики, посвященное итогам работы за 2023 год и задачам на 2024 год.

Нынешний год особенный для министерства. В этом году исполняется 100 лет со дня создания Государственной плановой комиссии – экономической службы Дагестана, созданной с целью изучения перспектив хозяйственного развития республики, разработки производственных планов и финансовых смет госорганов. Позже Государственная плановая комиссия была переименована в Государственный плановый комитет, затем в Государственный комитет по экономике, после – в Министерство экономики РД, и последнее название, которое есть и сейчас – Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.

Какое бы название не носил этот государственный орган, он всегда являлся особым звеном в структуре власти, которое осуществляет общереспубликанское планирование развития экономики и контроль над выполнением этих планов. В разные годы под его руководством разрабатывались мероприятия по восстановлению и развитию народного хозяйства республики, разработки производственных планов и финансовых смет государственных органов и согласования их между собой.

Руководством республики предусмотрено проведение юбилейных мероприятий, ключевым из которых станет экономический форум. Развитие этого госоргана – это история развития республики, становления экономики.

Подводя итоги в развитии экономики региона, можно сказать, что республика в 2023 году продемонстрировала запас прочности в достаточно сложных условиях. В регионе имеется позитивная динамика по всем макроэкономическим показателям развития. Федеральный центр тоже высоко оценил деятельность властей и правительства в целом, и в части реализации национальных и «прорывных» проектов, и по другим направлениям.

Так, в частности: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, в целом отражающий состояние экономики, вырос на 5,1%, индекс промышленного производства достиг 114,4%, сельскохозяйственной продукции – 105,8%, строительства – 101,8%, оборота розничной торговли – 104,5% и объём платных услуг – 103,3%.

Одним из важнейших направлений деятельности министерства является также работа с территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Так, например, статус резидентов ТОСЭР в Дагестане получили 5 новых предприятий, в том числе 2 – на ТОСЭР «Каспийск» и 3 – на ТОСЭР «Дагестанские Огни», с общим объемом инвестиций 440,76 млн. руб.

Ведомством осуществляется также мониторинг хода реализации «прорывных» проектов. Выстроено необходимое взаимодействие с Минэкономразвития России и Аналитическим центром при правительстве Российской Федерации. У республики 1 место среди субъектов СКФО по уровню реализации «прорывных» проектов и 100-процентное достижение ключевых показателей и контрольных точек.

Отдельным фактом работы министерства является деятельность зональных рабочих групп по увеличению доходной части бюджета и легализации «теневого» сектора экономики, в которых собран весь необходимый для достижения поставленных целей функционал органов исполнительной власти республики, территориальных подразделений федерального уровня и органов местного самоуправления РД.

В результате работы поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований региона на 1 января 2024 года составили 14,3 млрд. руб. с ростом к уровню 2022 года 103%.

Данная работа будет продолжена и в текущем году, а также будет акцентироваться внимание на крупном бизнесе. Минэкономразвития РД в целях обеспечения достоверности отчетных показателей и прогноза социально-экономического развития региона на постоянной основе продолжает проводить анализ макроэкономических показателей, взаимодействуя с Дагестанстатом, заинтересованными органами исполнительной власти РД и органами местного самоуправления.

Помимо работы с ТОСЭР, министерство продолжит проработку в федеральных органах власти вопросов законодательного закрепления статуса горных территорий, разработки федеральной нормативной базы, предусматривающей государственную поддержку горным территориям республики.

Говоря о поддержке горных территорий, стоит отметить, что Дагестан со своим бюджетом не справляется с «обезлюдиванием» горных территорий, которое можно остановить только серьезными вложениями и инвестициями. Поэтому Дагестану необходимо внедрение федеральной горной политики и программы.

Хочется надеяться, что за красивым докладом действительно стоит эффективная работа данного ведомства, которая полностью отразится на повышении уровня жизни наших земляков.

Светлана Оганова