Дилемма

В стране кадровый кризис, который, безусловно, отрицательно влияет на экономику. У него есть много причин, и их сейчас невозможно устранить мановением волшебной палочки. Мигранты не могут полностью покрыть потребность в рабочих руках, и большинство из них занимают нишу, где необходим низкоквалифицированный труд. У нас в стране даже врачей не хватает, хотя многие из представителей молодого поколения сильно стремятся в сферу медицины, особенно в нашем регионе. Правда, здесь явный дисбаланс, так как для Дагестана больше характерен даже избыток специалистов разного профиля, от чего ему присуща пресловутая проблема безработицы.

В связи с данными проблемами российское правительство пытается найти выход из создавшейся непростой ситуации, привлекая, к примеру, различным выгодным программам: земский доктор, педагог и т.д. Однако очевидно, что этого недостаточно. Тогда вспомнили о старых проверенных способах, чтобы не изобретать, как говорится, заново велосипед, и началось активное обсуждение различных вариантов трудоустройства молодежи. И наиболее жарким поводом для спора стал вопрос – нужно ли вернуться к системе распределения после окончания вузов, которая уже опробирована и успешно практиковалась во времена Советского Союза?

С одной стороны, такая практика предоставляет молодым людям быть уверенными, что по окончании учебного заведения они обязательно будут трудоустроены, и им уже не надо будет бегать в поисках работы, тратить много на это энергии и нервов. Согласно статистическим данным, в Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается почти 40 млн. молодых людей. Каждый год из вузовских стен выходят примерно 750 тыс., а из колледжей – млн. Это огромная армия, которой нужно как-то найти применение. Правда, не все после окончания учебных заведений готовы идти работать по приобретённой специальности. И это отдельный вопрос для размышления. Получается, что поступают, руководствуясь разными причинами: диплом, армия и т.д. И в случае траты на них бюджетных денег получается неэффективное использование средств.

И если государство поможет найти работу, обеспечить каким-либо жильём в тех местах, куда особо не стремятся, окажет социальную поддержку, то это хорошо. Ну, ещё и смотря для кого. К примеру, жители мегаполисов навряд ли захотят оставить свою богемную, по сравнению с бедными регионами, жизнь.

С другой стороны, у нас всё же, как ни крути, но рыночная экономика. В связи с этим немаловажным фактором главы компаний не очень-то и стремятся брать на работу людей без опыта. Он даже среди людей со стажем ищет тщательно того самого, который будет приносит ему прибыль. И это вполне объяснимо: рачительный хозяин не даст даже копейке уйти просто так на сторону. И зачем ему нужна такая «недоросль»? Есть ли механизмы, которые заставят его это сделать? Думается, что нет.

Кроме того, в СССР была одна Конституция, основанная на социалистических отношениях, а сегодня Основной документ государства выглядит совершенно по-иному. Статья 37 «закрепляет право человека на свободный труд и запрещает труд принудительный». И если вводить систему распределения, то она будет явно противоречить законам и лишать граждан гарантируемых свобод. Неувязка получается.

И тут пытаются внести какие-то изменения, чтобы подстроиться под ситуацию. Ведь снизили возрастной порог привлечения детского труда.

Государственной Думой в первом чтении уже принят законопроект, согласно которому трудящихся молодых людей (до 35 лет включительно) поделят на две категории. К первой относятся молодые работники – это те, кто впервые трудоустраивается на работу не по специальности и может в первые три года претендовать на меры поддержки от своих работодателей и регионов. То есть им предстоит трудиться в течение трех лет по месту первого трудоустройства.

Другая категория – это молодые специалисты. Кого можно отнести к ним? Это те, кто устраивается на работу после учебы именно по полученной в стенах вузов или колледжей специальности. Причем не будет учитываться, работал ли молодой человек ранее или нет. Таким ребятам можно оказывать поддержку в трудоустройстве при их желании. То есть, таким образом убиваются два зайца. Так что учащимся необходимо заранее тщательно продумывать, кем они хотят стать на самом деле. В противном случае их могут ждать три года отработок. Тем более, что сейчас огромное внимание уделяется профориентации, так как подросткам очень тяжело понять, кем они хотят стать на самом деле.

Ну, конечно, тех, кто учился на коммерческой основе и потратил собственные деньги, навряд ли станут в чём-то ограничивать. Но и работу им придётся искать самостоятельно. Не всем это удастся, так как у этой категории и притязаний больше. Ну, это уже их головная боль…

Карина М.