Кадровый потенциал

В правительстве Дагестана обсудили вопросы, касающиеся подготовки специалистов в области ИТ-технологий, роли ИТ-компаний в подготовке кадров, реализации проекта «Код будущего», совершенствования педагогического кадрового потенциала и другие.

В обсуждении приняли участие руководители профильных органов власти, представители IT-компаний, интернет-провайдеров, руководство республиканских вузов, колледжей и др.

Напомним, что подготовка ИТ-специалистов в республике осуществляется в 4 организациях высшего образования и 25 профессиональных.

В 2023 году дополнительная потребность в ИТ-специалистах, полученная запросным методом в государственном и муниципальном секторах, ИТ-компаниях и системообразующих организациях составила 194 человека. Но, как показывает реальность, эта цифра не отражает действительное положение дел. Потребность в ИТ-специалистах намного больше и растет с каждым днем.

Решить проблему нехватки IT-специалистов в Дагестане предлагают при помощи системы целевого обучения. С таким предложением выступил министр цифрового развития РД Юрий Гамзатов.

Министр предложил разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на расширение практики заключения договоров о целевом обучении в целях удовлетворения кадровой потребности в органах власти и других организациях, в том числе предусмотрев участие предприятий реального сектора экономики в профориентационной работе с абитуриентами и студентами, которую и так проводят образовательные организации.

В качестве примера глава Минцифры РД привел Московский физико-технологический институт, внедривший механизм по сбору информации от организаций-заказчиков целевого обучения. Так, на сайте МФТИ для абитуриентов в разделе «Целевое обучение» размещена информация о компаниях, как государственных, так и частных, готовых к заключению целевых договоров с перечнем необходимых для них направлений и специальностей. Если внедрить такую практику в региональных ВУЗах и колледжах, это непременно принесет свои плоды: абитуриент, получив целевое направление, с легкостью поступит в образовательное учреждение, закончив которое, сразу получит место работы.

Помимо специалистов, нужны и преподаватели, обучающие ИТ-специальностям. В республике активно проводится работа по повышению квалификации учителей и преподавателей. Минцифры РД разработана и утверждена региональная программа по популяризации ИТ-специальностей, и в рамках этой программы в РД регулярно проводятся профориентационные мероприятия, такие как «Урок цифры», «Цифровой диктант», «День цифры», «Цифровой ликбез» и другие.

В целях обеспечения прорывных направлений развития региона Ю.Гамзатов предложил рассмотреть возможность открытия новых направлений подготовки, связанных с искусственным интеллектом и квантовыми технологиями, а также создание в ВУЗах цифровых кафедр.

Представители бизнеса в ИТ-сфере также озабочены нехваткой кадров. Генеральный директор АО «Электросвязь» Будун Будунов рассказал об опыте его компании в привлечении квалифицированных сотрудников. Он считает, что именно сейчас в республике необходимо принять эффективные меры, направленные на то, чтобы создать условия для подготовки большего числа специалистов данной отрасли. Директор компании с оптимизмом смотрит в будущее и уверен, что лет через 5 в республике сильно изменится ситуация во всех сферах экономики.

В свою очередь, представитель провайдера федерального проекта «Код будущего» Аида Раджабова рассказала, что в ходе реализации этого проекта нередко среди учеников выявляются настоящие самородки. Проект предоставляет школьникам 8-11 классов и обучающимся по программам среднего профобразования возможность прохождения дополнительного 2-летнего курса обучения современным языкам программирования, бесплатно пройти дополнительную подготовку к ЕГЭ, принять участие в олимпиадах, хакатонах и т.д. Также школьники имеют возможность поступить на льготных условиях в ряд ведущих вузов-партнеров программы.

Несомненна роль цифровизации в решении многих социально-экономических задач в республике. И для решения этих проблем, а также для формирования кадрового потенциала в цифровом пространстве необходимо обеспечить тесное взаимодействие между бизнесом, образовательными учреждениями и государством. Коммерческим организациям в сфере информационных технологий нужно рекомендовать использовать продуктивнее механизмы целевого обучения. Не плохо было бы бизнесу рассмотреть возможность финансирования региональной программы поддержки ИТ-преподавателей, математики, физики. Если стимулировать педагогов, они будут более заинтересованы в глубоком профессиональном росте своих учеников и студентов.

Светлана Оганова