Продолжаем разговор о сфере образования, который начали с его среднего профессионального звена. На повестке сегодня стоит высшее. И здесь имеется ряд существенных проблем. Дети не всегда знают, кем хотят стать или знают, но родители им чинят препятствие, так как склоняют к более престижной или денежной профессии. И это, безусловно, трагедия, от которой страдают впоследствии люди, занимаясь нелюбимым делом, и те, кто прибегает к услугам таких «профессионалов». Вполне очевидно, что в целом это отражается потом и на всей стране, мешая её развитию.
«У нас вузы оторваны от средней школы!»- резюмировал Сергей Мелков на недавно прошедшем заседании Совета по образованию и науке, тем самым, выразив недовольство тем, что вузы Дагестана не наладили сотрудничество со школами.
Слабое взаимодействие, по мнению Главы региона, препятствует подготовке квалифицированных кадров уже со школьной скамьи.
«Если девочка в первом классе говорит, что хочет стать учительницей, нужно закрепить у неё это желание. Приглашайте на день открытых дверей не меня, а тех, кому это полезно – школьников. Определите среди этих 30 детишек тех, у кого загорелись глаза, берите их за руку и ведите дальше. И тогда вы получите новые кадры».
Ещё одной значимой проблемой в данной сфере является переизбыток специалистов. Как случилось в силу известных причин со штамповкой юристов и экономистов. И с этим нужно что-то делать. Представители ведущих промышленных предприятий и научных сообществ предложили организовать подготовку дефицитных и необходимых для развития экономики Дагестана кадров за счет республиканского бюджета. К такому выводу пришли участники круглого стола «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года: проблемы и пути совершенствования», который организовал Народный фронт совместно с кафедрой государственного и муниципального управления факультета управления ДГУ.
Как было отмечено, стратегия развития региона должна быть основана на анализе и оценке конкретных условий и ресурсов региона, а также учете его потенциала и задач развития. И, кончено же, от этих составляющих и должна зависеть подготовка кадров.
Например, промышленным предприятиям, помимо мастеров техники, накладчиков и операторов, остро необходимы инженеры и технологи. А то, что в технические вузы, кроме IT-специальностей, сегодня идут неохотно, это вполне очевидно. Очень много интеллектуальных затрат при невысоких заработных платах. Тем более, что современное поколение всё больше деградирует, увлекаясь гаджетами и другими плюшками цивилизации, которые могут многое чего делать за детей, у которых развивается так называемое «клиповое мышление».
В результате в инженерные вузы идут в основном троечники, так как бюджетные места на других направлениях с результатами их выпускных экзаменов им не светят. А в вузе уже за них держатся, так как должны же быть студенты, в конце концов, или нужно закрываться. А то, что посредственностям не место в технических вузах – это аксиома. Это не должно восприниматься как оскорбление, просто у таких людей есть своё, другое предназначение.
Председатель Правительства РД А.Абдулмуслимов в конце января встретился с руководителями высших и средних специальных учебных заведений, научных организаций республики для обсуждения вопросов подготовки востребованных специалистов для отраслей экономики региона.
В рамках повестки были обсуждены проблемы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по приоритетным направлениям развития республики, а также высококвалифицированных кадров в образовательных организациях высшего образования для отраслей экономики Дагестана.
Открывая встречу, вице-премьер республики подчеркнул, что одной из главных задач на сегодняшний день является удовлетворение кадровой потребности в регионе, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса, IT-отрасли, сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства, сферы сервиса и туризма, транспорта и логистики. «Хочу обратить внимание работодателей на необходимость совершенствования процессов отбора кадров и урегулирования размеров заработной платы и премий. Обязательно должна работать система материальной и нематериальной помощи и стимулирования работников. Необходимо работать над вовлечением персонала в работу предприятия и налаживать систему наставничества, когда старшие и опытные мастера обучают молодые кадры. Такая работа поспособствует подготовке кадрового резерва для предприятий и позволит повысить результативность работы предприятий»,- сказал А.Абдулмуслимов.
Премьер-министр отметил, что экономика региона постепенно совершенствуется, развиваются наукоемкие технологии в бизнесе, где необходим интеллектуальный труд. Возрастает спрос на наукоемкую продукцию, в том числе военного назначения.
«В связи с этим возрастает значимость цепочки «образование – наука – производство». Нам нужно наращивать эффективность этой цепочки, нужно вовлекать в нее молодых перспективных людей, стимулировать у них мотивацию к исследовательской деятельности, особенно прикладного назначения. И сегодня перед республикой стоит задача объединить потенциал образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах. Нам необходимо налаживать эффективное взаимодействие вузов и ссузов, научных организаций с потенциальными работодателями и наращивать человеческий потенциал. Только совместными усилиями мы сможем достичь стратегической цели по развитию нашей республики, нашей страны, по повышению качества и конкурентоспособности подготовки квалифицированных кадров и обеспечению ими востребованных отраслей»,- сказал он.
Всё это невозможно, если не будет достаточно бюджетных мест в вузах. И это проблема системная. «России нужны инженеры и айтишники»,- отметил глава кабмина РФ Михаил Мишустин. Однако бюджетных мест мало.
Практически половина российских студентов, а точнее, их родители, влезают в кредиты, чтобы оплатить учебу. На днях вузы вообще объявили об увеличении стоимости платного образования на 10-12%. Причем наиболее значительное повышение ожидают как раз на специальностях, связанных с техническими профессиями и IT.
Увеличение стоимости высшего образования коснется также будущих врачей, специалистов в области строительства и энергетики. То есть тех специалистов, которых в стране и так не хватает, станет еще меньше. Стоимость обучения в ординатуре в некоторых медвузах – 800 тыс. за два года, а бесплатной ординатуры нет. Потянут ли родители, за редким исключением? Явно нет.
Понятно, что никакой новый Ломоносов при таких ценах на вузовское образование не сможет пробиться в профессора. В итоге получится, что высшее образование станет уделом только богатых людей?
И если раньше ЕГЭ называли хорошим способом для умных и талантливых выпускников из глухой провинции пробиться в престижный столичный вуз, то сейчас даже с высокими баллами на ЕГЭ не факт, что выпускник школы попадет на бюджетное место в вуз. Ведь часть бесплатных мест уже распределена между многочисленными льготниками и победителями.
(Возможно, повышение платы за обучение в вузах – это способ направить большее количество молодых людей в ПТУ и колледжи, на заводы и фабрики, ведь в стране остро не хватает рабочих рук).
И что же дальше? Платные старшие классы школы? Такие разговоры, кстати, уже ведутся.
Оптимальным выходом из данного положения можно назвать целевой набор студентов, когда за будущего работника платит его будущий работодатель. Например, Росатом готов платить за перспективных будущих физиков. Но как студенту-первокурснику, которого еще никто не знает (и сам он еще ничего не знает и не умеет), доказать, что он будущий Ломоносов?
Поэтому если в республиканском бюджете найдут средства для подготовки необходимых для экономики региона кадров, то это будет прекрасным выходом из положения.
Так, в ДГТУ уже получены 10 бюджетных мест и в 2023 году началось обучение студентов профиля «Технология бродильных производств и виноделие». Кроме того, в 2024 учебном году в вузе запустят подготовку специалистов по профилю «Водоснабжение и водоотведение» (10 бюджетных мест переданы Уфимским государственным нефтяным техническим университетом по соглашению о сетевом взаимодействии), а также «Теплогазоснабжение и вентиляция» (10 бюджетных мест переданы УГНТУ по соглашению о сетевом взаимодействии) и др.
Также сейчас ведётся правительством поиск эффективных механизмов для подготовки кадров в наиболее востребованной сейчас IT-отрасли.
Карина М.