Махачкалинский морской порт, расположенный в столице Республики Дагестан, играет стратегически важную роль в российской транспортной инфраструктуре на Каспии и является ключевым элементом международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». В последние годы порт переживает период активной модернизации и расширения, направленных на увеличение пропускной способности, оптимизацию логистических процессов и укрепление позиций России в международной торговле.
Недавно завершившийся капитальный ремонт причала крупнейшей в регионе автомобильно-паромной переправы стал важным шагом в модернизации Махачкалинского морского порта. Причал, построенный еще в 1957 году, нуждался в серьезном обновлении, так как последняя реконструкция проводилась более двух десятилетий назад – 25 лет. В ходе капитального ремонта были полностью обновлены железобетонные и металлические конструктивные элементы причала, что значительно повысило его надежность и долговечность. Особое внимание было уделено безопасности швартовки судов: установлено 29 современных отбойных устройств, предназначенных для смягчения ударов при подходе судов к причалу. Кроме того, были заменены четыре швартовные тумбы, обеспечивающие надежную фиксацию судов во время погрузочно-разгрузочных работ.
Причал Ро-Ро (Roll-on/Roll-off) имеет длину 174 метра и ширину около 16 метров, что позволяет принимать суда различных типов, включая автомобильные паромы и суда для перевалки генеральных и навалочных грузов. Конструкция причала позволяет осуществлять погрузку и выгрузку накатных грузов (автомобилей, прицепов, контейнеров на колесной базе) без использования кранов, что значительно ускоряет процесс обработки грузов и снижает транспортные издержки. В настоящее время причал уже используется для приема сухогрузов, в том числе судов, прибывающих из Ирана.
Порт является одним из ключевых морских хабов России на Каспии, играя важную роль в обеспечении транспортной связи между Россией, странами Центральной Азии, Ираном и Индией. В августе текущего года предприятие обработало 147 тыс. тонн зерновых и генеральных грузов, включая цемент, зерно, удобрения, лес, керамическую плитку и соль. Это максимальный показатель с 2011 года, что свидетельствует о растущей роли порта в грузоперевозках. Особенно важно отметить, что впервые с 2020 года было перевалено более 50 тыс. тонн зерна, что говорит о возрождении экспортного потенциала региона.
Для дальнейшего развития Махачкалинского морского порта и увеличения его пропускной способности ведется строительство новой четырехполосной автомобильной дороги. Этот масштабный проект оценивается в 8 млрд. руб. и планируется к завершению до конца следующего года.
В настоящее время грузовые автомобили направляются в порт через Махачкалу только в ночное время, что существенно ограничивает объемы перевалки грузов и создает неудобства для транспортных компаний. Строительство новой дороги позволит обеспечить круглосуточное движение транспортных средств в порт, что значительно увеличит его пропускную способность и снизит транспортные издержки. А также разгрузит улично-дорожную сеть столицы Дагестана.
В конце прошлого года в порту была осуществлена первая мультимодальная перевозка партии бананов из Индии через Иран. Этот маршрут имеет ряд преимуществ по скорости и стоимости доставки товаров по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал. Порт также начал перевалку крупной партии калийных удобрений из Белоруссии. В 2025 году планируется отгрузить свыше 200 тыс. тонн удобрений. В последующем поставки будут проходить по маршруту из Белоруссии через Махачкалу в Индию. Это позволит белорусским производителям удобрений получить доступ к рынкам стран Азии.
Ведутся переговоры с коллегами из Туркмении по интенсификации перевозок между Туркменбаши и портом Махачкалы. Грузы российского производства могут идти транзитом через Туркмению в Афганистан и Пакистан, Киргизию, Узбекистан и обратно. Из казахстанского порта в порт Махачкалы и далее транзитом в направлении Новороссийского морского торгового порта следует нефть. Это позволяет Казахстану диверсифицировать экспортные маршруты нефти, а России – укрепить свои позиции в качестве транзитной страны. Прорабатывается возможность поставки китайских грузов через порт Актау в порт Махачкала.
Махачкалинский морской порт обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития. Модернизация инфраструктуры, расширение географии перевозок и укрепление сотрудничества с другими странами позволяют порту увеличивать грузооборот, снижать транспортные издержки и укреплять свои позиции в качестве ключевого транспортного узла в регионе.
В будущем Махачкалинский порт может стать важным центром торговли между Россией, странами Центральной Азии, Ираном, Индией и Китаем.
Светлана ОГАНОВА