О безопасности движения на железнодорожных переездах

Северо-Кавказская железная дорога уделяет большое внимание вопросу обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах и на перегонах, работе по улучшению их эксплуатационного состояния и внедрению новых технических средств, направленных на снижение аварийности. Вместе с тем вопрос обеспечения безопасности дорожного движения вызывает обоснованную тревогу.

Несмотря на то, что по итогам 2024 г. на полигоне железной дороги наблюдается уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий (2024 г. 38 случаев, 2023 г. 49 случаев, 2022 г. 44 случая), количество травмированных граждан в 2024 году является максимальным за последние 3 года (2024 г. 25 чел., 2023 г. 23 чел., 2022 г. 24 чел.).

Аналогичная ситуация складывается в границах Республики Дагестан. В 2024 г. допущено 6 столкновений против 13-ти в 2023 году. При этом, наблюдается значительный рост травматизма на железнодорожных переездах республики: пострадали (2024 г. 5 чел., 2023 г. 2 чел.), из них погибли (2024 г. 3 чел., 2023 г. 1 чел., 2022 г. 2 чел.). Все случаи произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые грубо нарушив правила дорожного движения (далее ПДД), выехали на переезд под запрещающие сигналы переездной светофорной сигнализации.

По состоянию на 10 января 2025 г. в Махачкалинском регионе уже допущено 2 случая ДТП, в результате пострадали 4 человека. В сравнении с аналогичным периодом 2024 г. количество ДТП по региону возросло в 2 раза (2025 г. 2, 2024 г. 1), количество пострадавших составило (4/0 чел.).

В 2025 году все случаи произошли по вине водителей автотранспортных средств, при этом, возраст водителей, совершивших ДТП на железнодорожных переездах, составляет 24 года и 22 года соответственно.

Также вызывает тревогу продолжающиеся случаи столкновения подвижного состава с сельскохозяйственными животными. В 2024 г. в Республике Дагестан произошло 71 столкновение, при том, что по всей СевероКавказской железной дороге произошло 92 случая столкновений.

Для снижения количества наездов на крупный рогатый скот (далее КРС) выполнено следующее:

произведено рытьё траншеи всего 31 км;
направлено письменных обращений главам городских, районных администраций и муниципальных образований 66;
проведены беседы с владельцами и пастухами КРС с вручением справок предупреждений 180;
привлечены к административной ответственности 19 человек.

Для предотвращения наезда поезда на домашний скот локомотивными бригадами применяется экстренное торможение, в результате которого все детали и механизмы поезда работают в предельном режиме, в разы увеличивается износ рельсов, колесных пар, автосцепного и тормозного оборудования (отрываются краны тормозной и питательной магистрали, разъединяются тормозные рукава, выдавливаются манжеты и т.д.). Особую тревогу вызывает применение экстренного торможения пассажирских поездов, при котором возникают риски угрозы жизни и получения травм у локомотивных бригад и пассажиров.

Железной дорогой на постоянной основе проводится работа по профилактике нарушений ПДД при проезде через железнодорожные переезды с привлечением представителей ГИБДД, транспортной прокуратуры, надзорных органов, местных администраций, автотранспортных предприятий и общественных организаций автомобилистов. Однако, принимаемые меры по повышению безопасности движения на железнодорожных переездах не позволяют достичь желаемого результата.

Считаем, что сложившуюся ситуацию возможно изменить только совместными усилиями.

С 13 января 2025 г. на Северо-Кавказской железной дороге объявлен месячник «Внимание, переезд!», в рамках которого предполагается привлечение представителей ГИБДД, транспортной прокуратуры, надзорных органов, местных администраций, автотранспортных предприятий и общественных организаций автомобилистов, дорожных хозяйств.