Как известно, мы живём в самой большой стране, протяжённость которой измеряется десятками тысяч километров. В связи с этим транспортные коммуникации играют здесь огромную роль. И поскольку жёсткая санкционная политика с каждым годом всё больше с отрицательной точки зрения влияет на авиасообщение, то значимость автомобильных дорог, как коммуникационного канала между регионами РФ, начинает возрастать в разы.
В рамках национальной программы с 2019 по 2024 год в дорожное строительство планировалось вложить более 4,5 трлн. руб. Однако, к сожалению, согласно официальным данным, многие проекты новых автомобильных дорог в РФ существуют лишь на бумаге. И даже если данная структура успешно прокладывается, порой оставляют некоторые прорехи, как в случае, к примеру, с трассой, соединяющей Дагестан с Москвой. Примерно сорокакилометровый участок на территории соседней Калмыкии остался не удел: то ли не хватило выделенных средств, то ли кому-то не хватило на личные расходы. По Интернету недавно гулял ролик, отснятый, можно сказать, во дворце руководителя Дагавтодора. Очевидно, что построенный не на заработную плату.
Ответственные лица при этом очень стараются: рисуют красивые проекты, составляют к ним сметы (нередко завышенные!). Финансирование выделяется – и всё, на этом можно ставить точку. Отсюда и главная проблема отечественной экономики – недострой, связанный с триллионами брошенных на ветер бюджетных рублей.
По статье «незавершенного строительства» числятся многие несуществующие дороги в России, и аудиторы Счетной палаты с полным правом предъявляют претензии к федеральному дорожному агентству Росавтодор.
В экспертном сообществе отмечают, что сейчас объем замороженных в недострое бюджетных средств сопоставим с общими оборонными расходами всей РФ. Проверка выявила, что с января 2017 года по сентябрь 2023 года объем замороженных средств вырос с 3,6 млрд. до 8,9 млрд. руб. На сентябрь прошлого года за Росавтодором числилось 374 объекта незавершенного строительства с объемом капвложений 319,3 млрд. руб.
Кстати, данная проблема не нова. Ещё в советскую эпоху строительство дорог считалось едва ли не самым выгодным делом. Ведь невозможно подсчитать, сколько грунта пришлось переместить для прокладки полотна трассы.
Вовсе не секрет, что у нас сложилась пагубная система: далеко не всегда тендеры выигрывают компании, которые работают лучше и качественнее. Часто заказы достаются тем, кто лишь обещает проложить дорогу дешевле других. Казалось бы, в чём тут минусы? Сплошная экономия. Только лишь дело в том, что исполнитель не собирается строить. У него более «благородная цель» – «пилить» бюджетные средства. Что касается Дагестана, то мы замечаем значительные положительные изменения в улучшении дорожной инфраструктуры – от качества до расширения площадей. Ведь именно через наш регион пройдёт транспортная артерия «Север-Юг», которая будет без преувеличения играть практически роль «дороги жизни» для всей страны.
В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в прошлом году работы прошли на 40 объектах, в нормативное состояние приведено 136 км региональной и местной дорожной сети. А в нынешнем году планируется отремонтировать 53 км дорог. На эти цели выделено 1,5 млрд. руб. из федерального и регионального бюджетов.
По словам Главы Дагестана Сергея Меликова, на сегодняшний день республика обеспечила исполнение поручения Правительства России о необходимости достижения 85% нормативного состояния по опорной сети до 2030 года.
В Дагестане до конца 2024 года планируется сдать первые 9 километров строящегося обхода Хасавюрта. Это хорошая новость, поскольку на этом участке образовывались километровые пробки. В часы пик для преодоления 5-километрового участка дороги в черте города водители затрачивают порядка одного часа. На всем протяжении нового участка дороги устроят наружное освещение и разделят встречные потоки бетонным ограждением.
Кроме того, в рамках проекта возведут три транспортные развязки, по пять путепроводов и скотопрогонов, а также мостовой переход через реку Ярык-Су. Новая дорога возьмет начало у границы с Чеченской Республикой, пройдет южней Хасавюрта и сомкнется с основным направлением дороги «Кавказ» вблизи моста через реку Акташ.
Сейчас многие будут, наверное, возмущаться: сколько времени прошло с тех пор, как официально перерезали ленточки, объявив о начале работ.
Конечно, немало. Однако, прежде чем приступить к дорожным работам, с целью сохранения исторического и культурного наследия народов России археологи провели раскопки 60 курганов и двух древних поселений, в результате чего здесь обнаружены захоронения времен египетских пирамид.
Не только дороги, но и мосты в республике требуют ремонтно-восстановительных работ. На днях в Карабудахкентском районе Республики Дагестан завершилась реконструкция моста на автодороге «Параул – Доргели» в селе Параул. Данный мост является стратегически важным объектом не только для конкретного села, но и для всего муниципалитета. Стоимость работ составляет 123,6 млн. руб. Длина моста составляет 57 метров, а общая протяженность объекта – 800 метров.
Нельзя не учитывать и тот факт, что нередко возникают и форс-мажорные обстоятельства в виде природных катаклизм, которые приводят к дополнительным расходам. Из последних – в Агульском районе в результате критического поднятия уровня воды в реке Чирагчай произошел размыв правобережной опоры моста и обрушение металлического пролетного строения на автомобильной дороге республиканского значения «Мамраш – Ташкапур – Араканский мост». Также в этом смысле пострадали Курахский, Рутульский и Ахтынский районы, где в нескольких местах разрушены дорожные полотна. А ведь людям нужно срочно обеспечить проезд. Неоспоримо, что качественные дороги – это важная составляющая нашей жизни. Контролирующим органам нужно сделать всё, чтобы выделяемые средства шли по назначению и использовались эффективно. Ведь те, кто пытаются их прикарманить, должны, наконец, понять, что роют себе яму: им тоже, как ни крути, придётся по ним передвигаться.
Карина М.