Кошелек или жизнь?

В Дагестане до первого июля проведут комплексные проверки всех АЗС. В них примут участие не только контролирующие органы, но и руководители муниципалитетов. Соответствующее поручение дал глава региона Сергей Меликов на заседании Совбеза республики. Еще осенью прошлого года из-за многочисленных нарушений была временно приостановлена работа 437 автозаправок.

Тотальная проверка всех АЗС началась после трагического инцидента 14 августа 2023 года в Махачкале, который, наверняка, хорошо помнят наши читатели. Тогда, как выяснило следствие, предприниматель оборудовал на территории автосервиса, расположенного через дорогу от АЗС, склад, где хранил несколько тонн аммиачной селитры – взрывоопасного вещества.

Во время ремонтных работ в помещении начался пожар. Огонь добрался до склада с селитрой, где и произошел взрыв. Он был такой силы, что огонь распространился на стоящую неподалеку АЗС и близлежащие строения. В результате ЧП пострадали более ста человек, 35 погибли на месте.

После этого трагического инцидента прокуратура республики проинспектировала более 650 заправок и СТО. В работе многих из них нашли нарушения требований пожарной и промышленной безопасности.

В ряде случаев на некоторых АЗС даже продавали топливо без необходимой лицензии и с нарушением требований к эксплуатации взрывопожароопасного объекта. К работе на таких объектах привлекались необученные и неаттестованные сотрудники. Все это создавало реальную опасность для жизни и здоровья людей.

Проведенный повторный мониторинг показал, что многие тогда проверенные АЗС до сих пор не соответствуют требованиям безопасности. Владельцы большей части из 437 автозаправок, закрытых по результатам проверки, так и не устранили нарушения и не работают.

Проверки прошли также на станциях технического обслуживания автомобилей, где выявлено около 800 фактов нарушения закона.

По данным Кавказского управления Ростехнадзора, в ходе проверок автомобильных газозаправочных станций зафиксировано свыше четырех с половиной тысяч нарушений требований промышленной безопасности, которые могли привести к возникновению аварии с причинением вреда жизни и здоровью людей. Также выявлены 18 АГЗС, не состоящих в реестре и не имеющих соответствующих лицензий.

Глава Дагестана Сергей Меликов раскритиковал глав муниципалитетов, которые не принимают меры для упорядочения работы автозаправочных станций. Он отметил, что прежде всего необходимо навести порядок в вопросах выделения земельных участков и разрешений для строительства подобных объектов, обеспечить безопасность как самих сотрудников АЗС, так и людей, проживающих поблизости.

Напомним, что с 2014 года в Дагестане на АЗС произошло несколько техногенных аварий, в которых, по данным регионального управления СКР, пострадали десятки человек.

8 августа 2014 года в Махачкале на автозаправочной станции на перекрестке проспекта Акушинского и проспекта Имама Шамиля произошел взрыв газовоздушной смеси. В результате ЧП погиб один человек и ранения получили еще трое жителей республики. Причиной аварии стала утечка голубого топлива при закачке из газовоза в хранилище. Оказалось, что у АЗС и перевозчика топлива отсутствовали лицензии на перевозку взрывоопасных материалов.

18 марта 2016 года в Кизляре на автозаправочной станции АЗС №1, расположенной на улице Доценко, также во время закачки сжиженного газа в резервуары из газовоза произошла утечка. В результате взрыва и возгорания пострадали примерно 30 человек. Основной версией случившегося стало грубое нарушение правил технической безопасности на взрывоопасных объектах.

15 сентября 2016 года три человека оказались ранены при взрыве и пожаре на автозаправочной станции в Хасавюрте. Причиной возгорания вновь стала утечка газа.

В 2021 году сотрудники СКР республики возбудили четыре уголовных дела в отношении индивидуальных предпринимателей за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Самыми распространенными нарушениями стали: отсутствие лицензии, недостаточная подготовка технического персонала. Кроме того, площадки АЗС не были оборудованы сигнализацией загазованности, не соблюдались минимальные расстояния между зданиями станции и газовым оборудованием, резервуары для хранения располагались над землей и не были оснащены автоматическим оборудованием для предотвращения возгораний. И последний, прошлогодний случай, самый трагичный, когда пострадали даже случайные пешеходы и автовладельцы, проезжавшие мимо заправки.

Не пора ли уже прервать этот порочный круг и задуматься дагестанским бизнесменам: жизнь им дороже или деньги? В погоне за прибылью они, порой, забывают об элементарных противопожарных правилах, не говоря уже о датчиках, которые могут вовремя предотвратить катастрофу. Таких недобросовестных предпринимателей надо наказывать, иначе повторов трагедий не избежать.

Светлана ОГАНОВА