Тише едешь, дольше будешь

Проблема транспортного обеспечения – одна из актуальных на сегодняшний день в регионе. Транспортная отрасль имеет ключевое значение для социально-экономического развития любого населенного пункта. О ее важной роли в жизни республики ярко свидетельствует история региона, который издревле был включен в крупнейшие торговые маршруты. Например, Махачкала возникла как порт, а мощнейший импульс к развитию приобрела благодаря строительству железной дороги. В этой связи непозволительно оставлять на периферии внимания вопросы транспортной отрасли.

Говоря о транспорте, дорожном хозяйстве республики, надо отметить, прежде всего, что это отрасль, где работает более 70 тыс. человек, и ее развитие окажет стимулирующее влияние на рост туристического потока, повышение конкурентоспособности дагестанских производителей, а также от состояния данной сферы напрямую и ежедневно зависит социальное самочувствие жителей.

Большинство жителей региона именно развитие транспортной системы и строительства дорог ставят на первое место в числе факторов, необходимых для развития региона в целом.

Картина, к которой привыкли уже в Дагестане, это, когда ровное асфальтированное полотно в горном районе вдруг заканчивается и начинается грунтовка в 6-8 км, а затем снова асфальт. И тут начинаешь думать, а нельзя ли было отремонтировать трассу, не оставляя таких кусков? А уже на будущий год – продолжить ремонт следующего участка? Но сие, наверное, является неотъемлемой частью какого-то непостижимого плана дорожно-строительных работ, который известен и понятен только дагестанским дорожникам.

Отдельная тема, конечно, это ситуация с общественным транспортом, качество услуг которого также вызывает множество нареканий. В первую очередь это касается городского транспорта, состояние которого очевидно отстает от современных требований. Прежде всего, низкая оценка дана столице, где 85% пассажирских перевозок осуществляют маршрутные такси. Такого уже нет ни в одном агломерате страны. Во всех крупных городах широко используются современные низкопольные автобусы. Но, если в Махачкале с населением более 700 тыс. человек, основным транспортом являются маршрутки, то что говорить о других городках, где проживает в десятки раз меньше людей?

А междугородние перевозки? Это вообще прошлый век. Могут ли дагестанцы надеяться на то, что однажды из Кадиркента, Урмы, Тлоха, Шиназа, Юрковки или какого-нибудь еще небольшого села местные жители смогут добираться в Махачкалу или районный центр на комфортабельном автобусе, отправляющемуся по расписанию и с благоустроенной остановки? С развитием туризма когда-нибудь, наверное, так и случится, и вместо хаотичного движения маршруток и частных извозчиков на горных дорогах вновь появятся рейсовые автобусы. Пока же жителям горной республики остаётся лишь надеяться, что и к ним придет цивилизация.

К сожалению, никаких практических решений в этой части дагестанцы пока не видят. Вместо обещанной поддержки и грандиозных свершений пока только критические высказывания с высоких трибун и призывы к урегулированию вопроса.

К сожалению, на 2023-2024 годы все средства по данной программе уже распределены между регионами и до 2025 года получить новые автобусы наша республика не сможет при всем старании. У Дагестана пока еще есть возможность принять участие в федеральном проекте «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», который подразумевает софинансирование закупки троллейбусов, автобусов на метане и модернизацию инфраструктуры городского электротранспорта. Но про участие и в этом проекте также ничего не слышно, хотя расходы на приведение этой сферы в Махачкале в порядок оцениваются в 2,4 млрд. рублей. И это только в столице региона. А если посчитать, сколько нужно средств, чтобы улучшить сферу городского транспорта во всех городах республики, от этой цифры, наверное, станет страшно республиканским властям.

Вот поэтому мы и имеем то, что имеем. Поэтому в наших городах перевозкой заняты частники, которым не писан никакой закон, ни расписание, ни правила их не касаются. В отсутствие конкуренции в виде городского общественного транспорта они ведут себя как монополисты, а проще говоря, как хотят. А страдают от этого горожане. Да и туристы частенько высказывают свое недовольство транспортом, не оснащенным кассовыми терминалами, отсутствием расписания движения и онлайн-отслеживания, к которому привык весь прогрессивный мир.