В конце февраля один из наших читателей сфотографировал несколько участков древней каменной кладки, выступившей в тех местах побережья, где море отступило. Некоторые из его фото были опубликованы в соцсетях, вызвав общественный резонанс. Главный вопрос, интересующий жителей Дербента, а также и тех, кто следит за тысячелетней историей крепости Нарын-кала: являются ли выступившие со дня моря участки кладки частью крепостной стены. Об этом сообщает сайт администрации города.
За экспертным мнением мы обратились к Александру КУДРЯВЦЕВУ, археологу, доктору исторических наук, специалисту по истории Северного Кавказа, чей авторитет, признан и в России, и за ее пределами. Он посвятил изучению Дербента более полувека и является автором десятков научных трудов по истории Дербента. Под его руководством на территории древнего города проводились археологические раскопки, результаты которых оказались сенсационными.
Кудрявцев прокомментировал не только возможное происхождение каменной стены на морском дне, но и причины, по которым она обнажилась именно сейчас.
— В последний зимний месяц и в начале марта в Дербенте произошло изменение береговой линии Каспийского моря. Море немного отступило от своего привычного очертания, что было связано с природным явлением, напоминающим отлив, когда обнажаются прибрежные участки дна. Скорее всего, это связано с сильными ветрами, характерными для февральско-мартовских штормов. В некоторые годы они гонят воду в море и обнажают морское дно в прибрежной зоне.
Подобные явления в районе Дербента зафиксировали ещё античные историки в последние века до н.э. — первые века н.э. , писавшие о путях проникновения кочевников юго-восточной Европы в Закавказье на Ближний Восток через Дербентский проход. Позднее, в средневековый период, арабские и местные авторы сообщали о природных феноменах, помогавших иногда торговым караванам обойти Дербентский оборонительные стены в ночное время по мелководью, то есть, не уплачивая таможенный сбор, положенный за проход через этот крупнейший центр международной торговли на Каспии.
Сегодняшние небольшое отступление моря от привычной береговой линии обнажило очень интересные археологические объекты, представленные остатками мощной каменной стены, протянувшейся параллельно от северной городской стены вдоль береговой линии до южной городской стены. Направление главной оси стены, её планировка и конструктивные особенности не оставляют сомнений, что это одна из поперечных стен Дербента, которые играли значительную роль в его обороне и городской структуре средневекового города.
Первые сообщения о существовании в городской структуре поперечных стен, игравших в X-XIII вв. большую роль в социальной жизни города и сословной борьбе в его феодальном обществе, приводятся в обнаруженном в середине XX века выдающимся востоковедом В.Ф. Минорским труде «Тарих Бабал – Абваб» (История Дербента). Этот уникальный источник по истории Дербента и Ширвана был написан в Дербенте в XI веке и освещает острую внутрисословную борьбу правителей города — дербентских эмиров с их главными противниками – местной феодальной и торговой аристократией, в противостоянии которых большую роль играли поперечные стены города. Впервые графически поперечные стены Дербента были изображены на гравюре Адама Омария, побывавшего в городе в составе западноевропейского посольства, направленного в Персию в 1638 году. В это время обживалось лишь верхняя часть города и цитадель, а всё остальное огромное пространство между южной и северной стенами было перегорожено тремя поперечными стенами и использовалось как хозяйственная территория.
Однако, конструктивные особенности обнажившихся на морском дне архитектурных остатков поперечной стены и размеры блоков хорошо обработанного камня ракушечника, уложенного в типичной для Сасанидской архитектуры приемах кладки с чередованием «ложковых» и «тычковых» блоков облицовки стены позволяет полагать, что это сооружение принадлежало, скорее всего, к строениям дербентского средневекового порта, исследованного мною в 1978-1989 годах совместно с московскими, петербургскими и шведскими подводными экспедициями.