Военно-патриотическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе и воспитанию гражданственности и патриотизма. Работа по воспитанию патриотов это не только учебный процесс, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации.
Одним из приоритетных направлений военно-патриотического воспитания является значительное улучшение допризывной подготовки молодежи, совершенствование учебно-материальной базы.
Военно-патриотическое воспитание будущего защитника начинается в школе. Оно требует стройной, научно-обоснованной системы, активной целенаправленной работы педколлектива, учитывающей существенные изменения в военном деле, в способах ведения вооруженной борьбы, в общественно-политическом строе, сроке и характере службы, в отношениях общества к выполнению воинского долга, в международном и внутригосударственном военно-политическом положении, а также уровня общеобразовательной подготовки юношей допризывного и призывного возрастов.
В недалеком прошлом проблему военно-патриотического воспитания молодежи брала на себя компартия страны и через молодежные комсомольские организации регулярно осуществляла руководство патриотическим и интернациональным воспитанием юношей и девушек.
С развитием плюрализма и ликвидацией одного из военно-политических блоков — Варшавского договора – политические партии и общественные организации уменьшили внимание к военно-патриотическому воспитанию населения, особенно молодежи.
Средства массовой информации «вешали» российскому патриотизму самые унизительные ярлыки, давали грубые клички: от шовинизма до фашизма, от расизма до «черной сотни», от антисемитизма до нацизма, от «имперского мышления» до национальной ограниченности и т.д. Вместе с тем молодежь как основной объект военно-патриотического воспитания нуждается в помощи.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет четыре основных направления:
- идейно-политическое;
- морально-психологическое;
- физическое воспитание;
- военно-техническая подготовка.
Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у молодежи любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Военно-патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от уровня школьных классов (начальные, средние, старшие). Какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают, «прижились»?
К таким мероприятиям в урочное время можно отнести следующие:
- уроки мужества, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, воинами Вооруженных Сил РФ;
- занятия по строевой, огневой, тактической подготовке на уроках с юношами и девушками 9-11 классов и на учебных сборах с юношами 10 –х классов;
- организация военно-спортивных соревнований с юношами на учебных сборах;
- планирование и проведение военно–патриотической работы во время прохождения учебных сборов с юношами 10-х классов;
- спортивные соревнования по военно–прикладным видам спорта (стрельба, кросс, метание гранат, силовые единоборства, тяжелая атлетика и т.д.);
- изучение текста военной присяги, знаков различия, формы одежды, воинских званий с акцентом на историю их возникновения, изменения в связи с историческими реформами Вооруженных Сил;
- изучение наград, почетных званий, степеней отличия, истории их зарождения;
- изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания, модификационных изменений и их преимущественных отличий от зарубежных аналогов;
- изучение правил обращения с оружием, порядка разборки, сборки, хранения и ухода за ним;
- организация встреч с выпускниками посвятившими себя служению Отечеству;
- изучение биографий и подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны;
- изучение воинских и патриотических ритуалов и их значения для военной службы;
- обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему,
- просмотр тематических передач на телеканале «Звезда» с последующим обсуждением;
- написание сочинений, посвященное ратному подвигу земляка;
- краткая информация о выходе нового военного законодательства;
- конкурс рисунка ко Дню защитника Отечества или ко Дню Победы, Дню освобождения города (села) от захватчиков;
- краткая информация или беседа о военно-политическом положении в мире и стране;
- краткое сообщение о целях, сроках и порядке первоначальной постановки юношей на воинский учет, профориентационная работа военной направленности с юношами и девушками (рассказ о военных учебных пунктах при гражданских высших учебных заведениях и правилах приема в военные институты).
Во многом этой работе способствует наличие курса ОБЖ для учащихся 9–11 классов. Это способствует военно–патриотическому воспитанию юношей и девушек и более полной подготовке юношей к военной службе.
Неравнодушие к ратным подвигам ветеранов и нынешних воинов, черта прививаемая в повседневной учебе и внешкольной работе. Учащиеся выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях.
Такие случаи более полного подхода к решению поставленной задачи характерны для учащихся, увлеченных военной тематикой, их сообщения всегда интересны и выслушиваются с особым вниманием и уважением к их работе.
Во внеурочное время можно проводятся следующие мероприятия:
- поисковая и исследовательская работа ;
- турпоходы и экскурсии (тематические); походы по местам боевой славы;
- вахты памяти, недели славы;
- посещение и поздравление, помощь ветеранам, «экспедиция милосердия»;
- тематические вечера по случаю праздников видов Вооруженных Сил, Дней воинской Славы России;
- День защитника Отечества, День Победы;
- олимпиады по ОБЖ;
- военно-спортивные кружки;
- посещение воинской части;
- шефство над могилами, памятниками, памятными досками, установленными в честь погибших защитников Отечества;
- посадка деревьев на аллеях памяти погибшим землякам или защитникам села, города;
- работа экспедиции «Летопись Великой Отечественной»;
- викторина на тему: «Земляк, герой, патриот»;
- смотры строя и песни;
- несение почетного караула у монументов, памятников воинской славы;
- стрелковые соревнования;
- оформление и работа в зале (комнате) боевой и трудовой славы;
- военно-профориентационная работа с юношами и их родителями;
- шефство над инвалидами войны и труда;
- школьные конкурсы-смотры военно-патриотической работы;
- проведение месячника оборонно-массовой работы;
- проведение акции «Георгиевская ленточка»;
- проведение спортивных соревнований с допризывной молодежью по военно-прикладным видам спорта.
Эти обязательные соревнования проводятся в нашем регионе в ОУ и на районном, муниципальном, зональном и краевом уровнях, — все это связано с подготовкой юношей к военной службе.
Особое внимание при проведении спортивных соревнований по военно–прикладным видам уделяют проведению Спартакиады допризывной молодежи как итоговой работе за годы учебы. Успеху на этих соревнованиях во многом способствует военно-патриотическая работа, позволяющая сплотить команду для достижения высоких результатов.
Подготовка и проведение смотра песни и строя приносит свои плоды. Строй сплачивает коллектив способствует согласованности действий, взаимопониманию. Стимулирующий фактор смотра – предоставление права нести почетный караул в День Победы у мемориалов памяти.
Подбор однообразной формы одежды, эмблем, умение отвечать на приветствие, сдавать рапорт, выполнять повороты на месте и в движении, движение походным и строевым шагом, все это дисциплинирует, как весь коллектив, так и отдельных учащихся и в будущем помогает в военной службе.
Учащихся школ участвуют в проведении вечеров Памяти воинам афганцам–десантникам, которые организует и проводит «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи». Там звучат песни афганской поры, выступают участники боевых действий с рассказами о мужестве и отваге советских воинов, просто о жизни на войне, патриотизме и интернационализме воинов выполнивших свой воинский долг. Звучат имена воинов занесенных в книгу памяти, в их честь и память о них зажигают свечи.
Работа по военно–патриотическому воспитанию является неотъемлемой частью обязательной подготовки юношей к военной службе и от ее проведения зависит, каким будущий воин придет на службу Отечеству в той или иной области службы.
Военно–патриотическая работа по воспитанию молодежи проводится и при подготовке и проведении спортивных мероприятий.