«Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь»

Болезни, считавшиеся побежденными, снова возвращаются из-за антипрививочников. В Таджикистане у нескольких детей выявили вирус полиомиелита. Федеральный Роспотребнадзор поручил регионам выявить непривитых от полиомиелита детей и убедить их родителей в необходимости вакцинации. Это связано со вспышкой полиовируса вакцинного происхождения. Несколько случаев завоза уже зафиксировали в РФ, в ближайшем к Алтайскому краю регионе – Забайкалье.

В Дагестане также участились случаи заболевания полиомиелитом у детей. Особенно
страдают те, у которых родители намеренно отказываются от любых прививок. Шахсын Маллалиев, например, недавно едва не потерял ребенка именно в этой связи. Он заподозрил, что с сыном что-то не так, когда заметил несвойственную для него походку. Скинув видео своему знакомому врачу, который усмотрел у ребенка синдром Гийена-Барре (редкое состояние, при котором иммунная
система человека поражает собственные периферические нервы), отец сразу же отвез ребенка в неврологию. После проведенных анализов Шахсын вылетел с сыном в Москву – в инфекционную клиническую больницу №1. Тогда он еще мог ходить самостоятельно, хотя и прихрамывал. Уже по прилету в Москву он перестал ходить.
Более того, у него начались сильные боли. После процедур и анализов подтвердились страшные предположения: диагностировали полиомиелит.
Отец признался, что, поддавшись антипрививочной пропаганде в социальных сетях, в свое время не стал делать сыну прививку, что в дальнейшем обернулось тяжелыми последствиями. Теперь он призывает всех жителей республики и России делать своим детям вакцину от полиомиелита и других опасных инфекций. С сыном Шахсына все обошлось, после прохождения реабилитации ребенок может стоять на ногах.
Но, ведь все могло закончиться гораздо трагичнее. Так кто же такие современные антипрививочники и почему они так рьяно ратуют за отказ от всех вакцин?
На самом деле антипрививочники очень разные. Далеко не всегда сторонников этих взглядов можно назвать ярыми приверженцами идеи: «вакцины – вселенское зло». Среди них есть те, кого запугали врачи, другие вроде бы и не против, но «только не сейчас», потому что «страшно прививать маленького ребёнка». Тем не менее, многие противники вакцинации – образованные, заботливые и любящие родители, а не какие-нибудь старообрядцы или беспечные хиппи. Но, что
самое удивительное, среди них немало врачей! По некоторым оценкам, каждый четвёртый
российский медик как минимум скептически относится к прививкам. Профессора медвузов от них не отстают и тоже озвучивают сомнительные идеи.
«Жалкие попытки нескольких человек обесценить новую методику (вакцинацию против оспы) быстро уйдут в небытие»,- был уверен основоположник вакцинации Эдвард Дженнер. Практика показала, что он немного ошибся. Понадобилось около двухсот лет, чтобы ликвидировать оспу, но
даже это не переубедило недоверчивых родителей. Фактически антипрививочному движению столько же лет, сколько и вакцинации. Правда, сначала никаких особых теорий не было: в ход шли религиозные соображения – прививки могут противоречить замыслам Бога.
Они подогревались тотальным недоверием к врачам, которые зачем-то предлагали здоровым
людям заразиться коровьей оспой и утверждали, что это убережёт их от натуральной.
В СССР прививки считались обязательными. Возражать никто и не думал, поэтому начало
антипрививочного движения совпало с гласностью конца 1980-х. Запустила его вирусолог Галина Червонская. Довольно-таки долго Червонская «просвещала» общественность чуть ли не в одиночку, пока в 2004 году не вышла библия антипрививочников – «Беспощадная
иммунизация» гомеопата Александра Котока. И вот тогда, действительно, началось: о прививках и «геноциде» начали кричать на всех перекрёстках.
Современные родители поделены на два клана: те, кто продолжают делать прививки с рождения своим детям, и те, кто категорически против любой вакцинации, а особенно обязательной. Причем, последних принимать такое решение вынуждают не какие-то соображения научного или религиозного характера, а просто статус «обязаловки», против которого они и ратуют. Врачи бьют тревогу – до 15% родителей отказываются вакцинировать детей.
Одни из них полностью игнорируют положенные по закону прививки, другие делают своим чадам не все, а выборочно.
Один из распространённых мифов: из-за вакцин случается имеются случаи внезапной младенческой смерти. Да, дети умирают в два – четыре месяца, что совпадает с проведением вакцинации. Но исследователи не доказали эту связь. Также опровергнуто утверждение,
что прививки могут стать причиной расстройств аутического спектра, случаев которого тоже
увеличилось в последнее время. Однако, причины этой болезни до сих пор не выявлены.
Тем не менее, необходимость плановой вакцинации до сих пор вызывает множество
споров. К единодушию не приходят как сами родители, так и практикующие медики. Некоторые настаивают на чётком следовании национальному календарю профилактических прививок, другие уверены: ряд вакцин устарели и необходимость в них отпала. Но, случай со вспышкой полиомиелита в Таджикистане, где в постсоветское время полностью отказались от прививок, как нельзя лучше говорит, скорее о пользе, чем вреде вакцинации.
Светлана ОГАНОВА.