Посвящается памяти Якова Абрамова, моего отца, погиб-
шего во время Великой Отечественной войны в борьбе с не-
мецкими оккупантами.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Теплые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
К.Симонов.
Началась Великая Отечественная война. Окончив военное училище, Яков добровольно ушел на фронт. Он был единственным кормильцем в семье, к тому же его молодая жена ждала ребенка, но иначе поступить он не мог. В то время молодые люди шли на фронт по зову сердца, чтобы выполнить свой долг перед Отечеством. И мой отец был одним из них.
Мама Якова, т.е. моя бабушка, овдовела в молодом возрасте. На ее плечи легли и мужские и женские обязанности, ей одной пришлось поднимать двоих детей — сына и дочь. Женщина она была простая, неграмотная, но сумела воспитать детей достойно: добрыми, чуткими и заботливыми.
Сын Яков окончил военное училище, дочь Софья училась в Московском Государственном Университете, на философском факультете. Их маме – этой мягкой, простой и скромной женщине хотелось видеть своих детей образованными и счастливыми. Она мечтала о внуках.
Ее сын, Яков (мой отец), будучи еще совсем молодым, встретил милую девушку Галину и влюбился в нее. Это была моя мама. Вскоре они поженились. Пара была очень красивой, молодой, цветущей и любящей друг друга. Галина выросла в простой семье, где было несколько детей. Все они были трудолюбивыми и уважали своих родителей.
Шел 1941 год. Немецкие войска оккупировали всю Западную Европу, и Яков попросился на передовую.
Не успев попрощаться со своей женой и матерью, его увезли на окраину города, где формировался эшелон с солдатами. На перроне Яков все время оглядывался и искал своих родных, надеясь, что они придут и он сможет увидеть их еще раз.
Народу скопилось очень много, все кричали и толпились, чтобы проститься со своими мужьями, отцами, сыновьями и братьями, уходящими на фронт.
В это же время на перроне, среди многочисленной толпы провожающих, находились жена и мать Якова. Они тоже бегали, кричали, плакали, звали его по имени, надеясь, что он услышит и откликнется, но увы… Яков их не слышал.
Эшелон тронулся, но они так и не смогли в этой толпе найти друг друга и попращаться.
Шла война. Ни у жены, ни у матери не было сомнений в скорой Победе над фашизмом и возвращении Якова домой.
В тягостном ожидании шли месяцы, письма приходили с опозданиями. К тому времени его молодая жена, Галя, родила дочь. Но дать ему знать о рождении дочери никак не получалось. Когда письмо приходило в одну точку, Яков находился уже в другой.
Он знал, что ребенок должен родиться к определенному сроку и во всех письмах спрашивал, кто у него родился, сын или дочь, но ответа не получал.
Галина каждый день выбегала навстречу почтальону и с содроганием ждала письма.
Наступил 1942 год. Война была в полном разгаре. Немцы оккупировали много наших городов и сел. Советские войска несли большие потери. Люди слушали по радио вести с фронтов, с жадностью ловили каждое слово Левитана. Надежда на скорую Победу все равно не покидала их.
В один из весенних дней, как всегда, Галина выбежала навстречу почтальону и он вручил ей извещение… Она дрожащими руками взяла его, прошептав: «Только бы не это». Тут же взгляд ее упал на слово «УБИТ». Переступив порог, она упала в обморок. Ребенок лежал в уголке дивана и плакал. Дома никого не было, свекровь ушла за хлебом.
В таком состоянии ее застала вернувшаяся свекровь, мама Якова. Увидев лежащее на полу извещение и Галю в обмороке, она побледнела и залилась слезами. Она еще не знала, какая трагедия ее ждет, надеялась, что Яков ранен, но жив.
А извещение дословно гласило: «Ваш муж, старший политрук Абрамов Яков, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит в боях с немецкими оккупантами. Захоронен в дер. Корытино, Тульской области 12 марта 1942 года».
Так начались траурные дни, месяцы и годы у рано овдовевшей жены и у одинокой матери. Потеряв единственного сына и мужа, они потеряли смысл жизни.
Закончилась война. Праздновали Победу, радость была одна на всех. Но боль утраты была слишком велика и осталась на всю жизнь.
Послевоенные годы были тяжелыми и растить ребенка было не легко, ведь моя мама овдовела будучи совсем молодой.
Но жизнь продолжалась. Маленькая дочь Галины подросла, часто навещала свою бабушку, маму Якова, даже иногда оставалась пожить с ней. Единственной бабушкиной радостью в жизни это была я – ее внучка. В дальнейшем, внучка окончила институт, вышла замуж и родила дочь. К этому времени бабушка уже умерла.
Дочь моя, то есть Якова внучка, тоже выросла, у нее своя семья, в которой двое детей.
Я надеюсь, что когда-нибудь мой внук или внучка назовут своего сына Яковом и род моего папы будет продолжен.
Много лет спустя, я с дочерью и с зятем съездили в деревню Корытино Тульской области, нашли Братскую могилу, в которой захоронен Яков – мой отец. Хотя я его никогда не видела, но всю жизнь гордилась им и хранила о нем добрую память.
Из книги Нелли Абрамовой «Последнее Танго».

