Махачкалу включили в один из центров экономического развития России

Минэкономразвития предлагает разделить страну на 14 макрорегионов в рамках  пространственного развития – новой концепции изменений территориальной организации системы расселения и экономики.

Документ был недавно обнародован и представлен широкой общественности, ожидая утверждения со стороны Правительства РФ. Новая концепция является одним из главных понятий разработанной министерством Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. В предлагаемом районировании макрорегионы в основном имеют иные очертания, чем экономико-географические районы и федеральные округа. Впрочем, состав Северо-Кавказского макрорегиона, в который вошел Дагестан, совпадает с перечнем субъектов СКФО. Еще одним концептуальным понятием Стратегии является центр экономического роста. Под ним понимается территория одного или нескольких муниципальных образований, которые вносят значительный вклад в экономический рост РФ и (или) субъекта страны. В числе текущих крупных центров экономического роста оказалась Махачкала. Она попала в почетный список из 20-ти крупнейших городов, 14 из которых – города-миллионеры и 5 городов с численностью от 0,5 млн до 1 млн человек. Стратегия, предложенная Минэкономразвития, направлена на полицентрическое развитие страны, которое является основным направлением пространственного развития в мире. Ее особенность — увеличение числа центров экономического роста, обладающих конкурентоспособной экономикой, а также связанных между собой, с прилегающими территориями и точками выхода на международные рынки. Развивая опорные центры, создатели Стратегии также намерены в приоритетном порядке  поддержать социально-экономическое развитие малых и средних городов за пределами крупнейших и крупных городских агломераций, а также использовать комплексный подход к социально-экономическому развитию городов и сельских территорий. В качестве еще одного важного направления  в Стратегии  указано стратегическое и территориальное планирование приграничных субъектов РФ и приграничных муниципальных образований с учетом планов развития приграничных регионов соседних стран и целей и задач обеспечения национальной безопасности. Данный аспект особенно важен для развития приграничных районов Южного Дагестана. Для достижения поставленных целей предусмотрен целый комплекс мер. В случае их реализации к 2025 году будут обеспечены условия для формирования 35-40 крупных центров экономического роста, а также новых центров экономического роста в субъектах России. Помимо текущих центров были выделены и перспективные. Кроме того, предусмотрено создание прочих центров экономического роста в субъектах РФ, которые будут определены в стратегиях социально-экономического развития самих субъектов. Для Дагестана такими центрами в первую очередь могли бы стать Дербент и Каспийск. Для всех субъектов РФ был составлен список эффективных экономических специализаций, который дает представление о том, как предполагается развивать экономику данных политико-административных единиц. Дагестан, как и Ставропольский край, выделились многоотраслевым характером экономики. В этих субъектах была выбрана 21 отрасль перспективной эффективной экономической специализации, что существенно больше, чем у большинства остальных субъектов Северо-Кавказского макрорегиона и в целом по стране. Кроме отраслей агропрома, добывающей и легкой промышленности, а также туризма со смежными направлениями сферы услуг и другими специализациями, в этом списке имеются и перспективные отрасли современной экономики с высокой добавленной стоимостью. В их числе: производство компьютеров, электронных и оптических изделий, транспортных средств, машин и оборудования, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, электрического оборудования. Переход на рыночные рельсы разрушил экономику России и Дагестана в 90-е годы прошлого века. Особенно сильно пострадали отрасли тяжелой промышленности, создающие каркас развития страны. В нынешних реалиях спустя четверть века восстановить экономику страны будет очень непросто, и реализации предложенной Стратегии для этого явно недостаточно без серьезных изменений в структуре власти. Впрочем, и в самой Стратегии рассматриваются два сценария развития: инерционный и целевой, если  она начнет воплощаться. И пока мы идем по первому пути, усиливающим межрегиональное социально-экономическое неравенство.

Печать