Сегодня мусульмане, проживающие в светских странах и немусульманском обществе, для сохранения своей религиозной идентичности нуждаются в получении правовых ответов с позиций фикха (исламского права) на встающие перед ними вопросы и проблемы.
Другими словами, мусульмане нуждаются в таком фикхе, который относится непосредственно к ним и разъясняет именно их положение в современное время. Однако сегодня ни прежнее правовое наследие, разработанное великими исламскими учеными и имамами прошлых эпох, создававшееся преимущественно во времена исламского халифата, ни правовые решения, предлагаемые многими современными мусульманскими учеными, проживающие в традиционно исламских странах, не дают нужных ответов на многие актуальные вопросы. Это происходит по той причине, что и прежние исламские правовые школы, и современные ученые из мусульманских стран не учитывают специфику того положения, в котором проживают мусульмане в окружении немусульманского большинства, либо же не раскрывают их полностью и подробно. Их ответы истинны по содержанию, но по форме они относятся к другому социально-политическому контексту жизни мусульман. Сегодня же нужна новая форма правовой практики, дающая необходимый ответ в современных обстоятельствах.
Поэтому сегодня в исламском мире активно развиваются подходы к данной проблеме, основы которых восходят к мекканскому периоду, для которого была характерна фундаментальная ориентированность мусульман на сохранение и укрепление собственной веры и идентичности перед лицом неисламского общества. И если уже сформировавшийся мединский период отражает логику мусульманской общины, установившей собственное полноценное государство, то мекканский период отражает логику мусульманской общины, являвшейся религиозным меньшинством в немусульманском окружении. Именно поэтому ориентация на принципы мекканского периода свойственна современным ученым в данном вопросе. Однако, так как в тот период правовые вопросы не были настолько тщательно проработаны, как это было сделано в мединский и последующие периоды, у ученых и возникло понимание того, что мусульмане, проживающие в качестве меньшинства в неисламском мире, нуждаются в разработке отдельного направления фикха. Такого направления исламского права, которое бы определяло всю специфику их существования в неисламском государстве, в окружении немусульманского общества, живя по неисламским законам, учитывая современное время и реалии.
Эта концепция фикха исходит из того, что мусульманские меньшинства, проживающие в светских странах, нуждаются в особых, новых правовых подходах для решения своих специфических религиозных потребностей, которые отличаются от нужд мусульман, проживающих в традиционно исламских странах. Особенность же данного фикха состоит в том, что он имеет дело с повседневной социальной, экономической, политической, правовой и культурной практикой миллионов мусульман, живущих в условиях светского, а не исламского закона. Данное направление фикха получило название «фикх уль-акалият», или «фикх проживания мусульман в светских странах, будучи в меньшинстве».