Инициатива, связанная с внедрением в российскую действительность национальных проектов, оказалась жизненной, хотя, надо признать, и не без изъянов. Ранее страдали от недостатков средств для реализации того или иного проекта, а затем стало очевидно, что дело не только в наличии финансов – ими ещё нужно грамотно и эффективно распоряжаться. А это высший управленческий пилотаж. И это хорошо прослеживалось в нашем регионе, когда нередко срывались сроки и нереализованные вовремя деньги уходили обратно. При этом регион остро в них нуждался, поэтому наша республика принимала активное участие в нацпроектах по многим направлениям.
Как обстоят дела в этом плане на сегодняшний день? Счетной палатой РД проведен мониторинг реализации национальных (региональных) проектов в республике за первое полугодие 2024 года.
На финансовое обеспечение 11 национальных проектов в нынешнем году запланированы бюджетные средства в сумме 21603,0 млн. руб. Часть этой суммы – 4616,7 млн. руб. – включает в себя республиканский бюджет, иные источники –3705,2 млн. руб. При этом источник львиной доли выделяемых средств – это федеральный бюджет.
По состоянию на 19 июля 2024 года на реализацию национальных проектов профинансированы расходы в сумме 10044,2 млн. руб. Кассовое исполнение составило 8665,56 млн. руб. и 40,1% от годовых назначений (21603,0 млн. руб.).
Проведенный анализ показал, что из 11 финансируемых национальных проектов по 4 нацпроектам кассовое исполнение составляет от 75% до 98% от годовых назначений («Экология» (98%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (87%), «Туризм и индустрия гостеприимства (81%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (76%), «Международная кооперация и экспорт» (75%). И это очень хороший показатель.
По остальным нацпроектам ситуация немного хуже – от 17% до 52% от годовых назначений («Здравоохранение» (52%), «Культура» (50%), «Жилье и городская среда» (27,0%), «Демография» (28%), «Образование» (17,5%). Согласно протоколу заседания Совета, при Главе Республики Дагестан по стратегическому развитию и проектной деятельности в Республике Дагестан от 22 января 2024 г. № 25-01/1-24 необходимо было обеспечить освоение средств, предусмотренных на реализацию региональных проектов в 2024 году в соотношении не менее 50% до 1 июля 2024 года. То есть последние три направления, замыкающие список, не справились с возложенными задачами в срок.
И хуже всего, как можно заметить, складывается ситуация в сфере образования, хотя, казалось бы, всё с него и должно начинаться.
Что касается заключения договоров, то согласно протоколу заседания Совета, при Главе Республики Дагестан по стратегическому развитию и проектной деятельности, в Республике Дагестан от 22 января 2024 г. № 25-01/1-24 необходимо было обеспечить заключение всех контрактов до 1 марта 2024 года. Однако из 1435 планируемых контрактов (договоров) по 10 национальным проектам заключены 1140 контракта (договора) на сумму 15846 млн. руб. То есть наблюдается некоторое отставание, но опять же, конечно, не везде: по нацпроектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Беспилотные авиационные системы» заключены все запланированные контракты (100 %).
В качестве основных причин несвоевременного заключения контрактов называются незавершенные процедуры по подготовке технического задания в целях проведения аукционов по заключению контрактов, необходимость проведения процедур по конкурсному отбору в целях предоставления грантов на осуществление деятельности социальным предприятиям и молодым предпринимателям и оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям, наличие экономии по результатам проведения закупочных мероприятий («Жилье и городская среда», «Экология», «Образование») и т.д.
За цифрами, которые мало что говорят рядовым гражданам, прячется следующее:
завершение строительства 1 детсада в с. В. Дженгутай Буйнакского района, полное завершение строительства 3 детсадов (яслей) в с. Тагиркент Левашинского района, в с. Куруш Хасавюртовского района, в г. Дербенте. Введение их в эксплуатацию запланировано на 1 сентября 2024 года;
4 детсада на 490 мест начали функционировать уже с 1 июня 2024 года в с. Даркуш-Казмаляр С-Стальского района, в с. Маджалис Кайтагского района, в с. Унцукуль Унцукульского района. В г. Хасавюрт будет завершено строительство 17 школ на 7620 учебных мест. Следует отметить, что низкий уровень строительной готовности объектов свидетельствует об отставании от графика производства строительных работ и наличии рисков своевременного завершения строительства.
Далее, в сфере здравоохранения запланирован монтаж 20 объектов быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, капитальный ремонт 75 зданий медицинских организаций, реконструкция 6 зданий медицинских организаций. И здесь наблюдается некоторое отставание в ходе строительно-ремонтных работ.
Кроме того, по состоянию на 1 июля 2024 г. отсутствует финансирование и кассовое исполнение по региональному проекту «Цифровой контур здравоохранения (ЕГИСЗ)». Из 8 контрактов заключены 5 контрактов на сумму 102,65 млн. руб. Документация по 1 контракту передана в Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан. По 2 контрактам подготовка технического задания не завершена.
По состоянию на 1 июля 2024 г., согласно данным ЕИС «Закупки», исполнение 5 контрактов на сумму 102,65 млн. руб. (заключены в 2021 г.,2022 г., 2023 г.) не завершено.
Одной из ключевых проблем в Дагестане является, безусловно, водоснабжение. По региональному проекту «Чистая вода» в этом году предусмотрено завершение строительства и ввод в эксплуатацию 4 объектов водоснабжения (незавершенное строительство 2022–2023 гг в с. Карата Ахвахского района, в городе Южно-Сухокумск, в с. Дылым Казбековского района, а также водовод из реки Акташ в местности Ишхойлам – к селениям Алмак, Буртунай, Дылым, Гуни, Гостала, Инчха. Здесь тоже наблюдается некоторое отставание, что может сорвать поставленные сроки.
По региональному проекту «Комфортная городская среда» национального проекта «Жилье и городская среда» предусмотрено благоустройство 117 территорий в 37 муниципальных образованиях (87 общественных и 30 дворовых территорий).
Работы по благоустройству продолжаются на 112 территориях. Здесь тоже наблюдается неравномерное исполнение поставленных задач.
По региональному проекту «Культурная среда» национального проекта «Культура» предусмотрен капитальный ремонт 2 Домов культуры, 1 регионального музея, а также благоустройство прилегающей территории Центра культурного развития в городе Кизляр.
Таким образом, можно сделать следующее заключение: работы ведутся. Не так качественно и интенсивно, как хотелось бы, но всё же. Дагестан в постсоветский период постепенно превращался в инфраструктурную глушь, и ситуация постепенно меняется. И это, пожалуй, самое главное…
Карина М.