Дорогу осилит… едущий?

В Дагестане туристический сезон в самом разгаре, а транспортная сфера все еще отстает от образцовых курортов и оставляет желать лучшего. Если городской транспорт еще как-то вывозит увеличившийся поток гостей республики, то междугородние перевозки, которые являются более бюджетным видом транспорта, чем железнодорожный или авиа, и вовсе находятся на уровне прошлого века.

Как человеку, которому часто приходится переезжать из города в город по работе, могу с уверенностью сказать, что путешествие на междугороднем автобусе из Дагестана или обратно представляет собой тот еще квест.

Во-первых, проблемы начинаются еще на этапе бронировки места. Например, у автора этих строк ни разу не получилось забронировать себе место в автобусе на сайте Дербентской Южной автостанции. Эта услуга, которая легко предоставляется любым другим автовокзалом в городах России, абсолютно не функционирует в дагестанской реалии. Так как автобусы, совершающие междугородние перевозки пассажиров в республике, в основном, а это 99%, частные, то и информация о них находится в частных источниках. То есть людям просто напрямую надо соединяться с водителями, являющимися заодно и собственниками транспорта, и уточнять любую информацию о времени рейса и наличии свободных мест.

В погоне за прибылью, частники экономят на всем. Они переделывают салон автобуса и добавляют лишние места, да так, что иногда между рядами сидений вообще не остается места, и сидеть приходится, упершись коленями в спинку передних мест. Не говорю уже о том, что откинуть спинку для более комфортного путешествия вообще становится невозможным, потому что сидящим сзади тебя людям будет очень неудобно.

В пик туристического сезона, когда не остается свободных мест в автобусе, водители умудряются сажать пассажиров в проходе, доставляя тем самым проблемы всем пассажирам. Но и это не останавливает предприимчивых частников, и, если они не берут лишних пассажиров, то тогда заставляют проход многочисленными посылками и бандеролями, которые сердобольные родственники отправляют своей родне на «чужбину» с домашними гостинцами. И тут не знаешь, что лучше: человек, сидящий в проходе, которого хоть можно попросить посторониться, чтоб можно было пройти, или огромные коробки, которых не обойти, не перескочить.

Да и это еще не главная проблема. Самое интересное в дагестанских междугородних автобусах то, что летом в них адская жара, а зимой не менее адский холод. Автобусы, которые покупают для эксплуатации, почти всегда старые. Мало того, что они частенько ломаются во время рейса и приходится стоять где-то в чистом поле, ожидая, пока водители устранят поломку и можно будет отправиться дальше, так еще и все его навороты и опции, предусмотренные заводом-производителем, давно приказали долго жить. Вот и приходится пассажирам летом изнывать от жары, а зимой мерзнуть от холода, потому что ни кондиционеры, ни системы отопления нормально у них не работают.

И уже совсем страшным эпизодом в междугородних автобусных перевозках являются ДТП, которые нередко случаются по дороге. Все мы помним случаи, когда наши республиканские автобусы попадали в такие происшествия, иногда с многочисленными человеческими жертвами. Если после авиа- или железнодорожной катастрофы, перевозчик берет на себя ответственность за восстановление здоровья пострадавших в аварии людей, выплачивает им компенсации за нанесенный ущерб физическому состоянию или имуществу, потому что все пассажиры этих видов транспорта платят страховку во время покупки билета, то пассажиры автобуса совершенно беззащитны в такой ситуации. Во время ДТП помочь им могут только службы ЧС или полиции, которых вызовут на место происшествия. А что касается возмещения затрат на, не дай Б-г, утраченное здоровье и потерянное во время ДТП имущество, то, можно сказать, что это лежит на совести собственников автобуса, которые не спешат с материальной помощью своим пассажирам.

И эта ситуация совсем не отвечает требованиям туристического региона, коим позиционирует себя Дагестан в последнее время. Люди, приезжающие в отпуск отдохнуть и получить эстетическое удовольствие, прежде всего заботятся о своей безопасности и комфорте. С уверенностью можно сказать, что ни того, ни другого они не получат во время поездки на региональном междугороднем транспорте. Разве что какие-нибудь экстремалы, для которых настоящий отдых – это и есть преодоление разных сложностей, в том числе и транспортных.

Об этих проблемах хотелось бы поговорить с сотрудниками Минтранса РД. Возможно, у сотрудников этого ведомства есть какие-то наработки в этом направлении, или планы по улучшению ситуации в сфере междугороднего транспорта.

С.Оганова