Это два извечных вопроса, которые актуальны практически во все времена и во всех уголках планеты. И ими задаются мыслящие люди, которые стремятся предотвратить какие-то негативные события, вырвать их на корню, чтобы они не могли повториться и принести боль обществу. А с этой болью, которая нанесла глубокие душевные раны, дагестанцы живут последние две недели, испытав шоковое состояние.
Террористы были уничтожены, мотивы их преступных действий похоронены вместе с ними. А нам с этим жить и делать всё возможное и невозможное, чтобы подобное не повторилось…
В начале этой недели Глава Дагестана Сергей Меликов встретился с представителями институтов гражданского общества, которые в немалой степени являются индикаторами состояния, в котором пребывает тот или иной социум.
Повестка дня – оценка трагических событий, произошедших 23 июня нынешнего года, и пути выхода из данной кризисной ситуации.
Конечно, в регионе профилактически меры, направленные на профилактику экстремизма и терроризма, проводятся: уже на протяжении нескольких лет на территории Дагестана даже действует специальная государственная программа. Но как показала жизнь, она оказалась неэффективной в том случае, когда «вдохновители» террора действуют более изощрённо и тонко, затрагивая самые тонкие струны человеческой души, искусно отключая его мозг от рационального. Поэтому нужно искать новые механизмы общими усилиями власти и гражданского общества. Какими бы порой мы не были антагонистами по известным и вполне объективным (ибо всегда находятся причины для недовольства теми, в чьих руках управление!) причинам, в данном случае у нас цели совпадают – мы хотим спокойно ходить по улицам и быть уверенными, что нас и наших близких не пристрелит какой-нибудь обезумевший идеологический маньяк.
Глава республики во вступительном слове подчеркнул, что несомненная цель терактов – посеять семена ненависти и страха, дестабилизировать ситуацию в регионе, опорочив ценности традиционного ислама.
«Мы с вами хорошо помним события 90-х годов, когда сообща удалось предотвратить попытки международных бандформирований разрушить единство и суверенитет государства. Причем, сопротивление оказали не только правоохранительные органы республики, а простые люди, которые впервые взяли в руки оружие. Это предопределило конечный результат для террористов. Потому что воля народа во все времена сильнее оружия»,- сказал руководитель региона.
По его мнению, воскресная кровавая провокация – целенаправленный удар по братской дружбе между представителями конфессий и народов Дагестана. Попытки разделить дагестанское общество никогда не достигали своей цели, напомнил С.Меликов.
«Мы должны быть бдительными, потому что провокации подстерегают на каждом шагу. Нужно понимать, какие цели преследуют враги, прикрываясь псевдорелигиозными лозунгами. И если раньше террористические акты в основном походили на бандитизм, то сегодня удар наносится по межконфессиональному согласию. Терроризм и экстремизм не имеют абсолютно никакого отношения к исламу и к другим религиям. Это настоящая провокация»,- заявил Глава региона.
Очень правильным является призыв С.Меликова исключить формальный подход к мероприятиям по противодействию терроризму. По словам Главы республики, нельзя относиться к таким событиям «для галочки». Не секрет, что зачастую именно так у нас и происходит. Проходят какие-то форумы, круглые столы, где собираются деятели из различных сфер и что-то без толку между собой обсуждают, обсуждают… В это же время враг проводит параллельно свою работу именно с теми, кто потом совершает массовые убийства. И это две непересекающиеся реальности. Правда, они пересекаются, когда уже идеологическая обработка достигла своего апогея и даёт свои кровавые плоды.
«Мне бы не хотелось, чтобы сегодня просто сказали хорошие слова, заявили в очередной раз, что «Дагестан против терроризма» и поставили галочку. Необходимо, чтобы с этого мероприятия мы все вынесли здоровую гражданскую позицию и выводы, которые помогут преодолеть этот страшный порог, на который мы наступили 23 июня»,- сказал Глава региона.
Одной из мер, ставящий заслон на пути террористов, можно считать озвученный духовным лидером мусульман Дагестана Ахмад-Афанди Абдулаевым запрет на ношение никабов – одежды, которая максимально прикрывает лицо, чем и пользуются преступники, надевая данный вид одежды, чтобы скрыть свои тёмные дела. Конечно, это очень смело, и в адрес муфтия полетели многочисленные шишки. И такие адресанты вовсе не хотят понять, что всё это делается ради безопасности, а не в целях ущемления чьих-то религиозных прав.
У дагестанских женщин всегда была своя традиционная одежда, отличная от той, что сегодня пропагандируется некоторыми. Были ли безнравственными наши предки, не соблюдали ли они мусульманских канонов в прошлые века? Безусловно, нет. Или некоторым в наши дни кажется, что они намного умнее тех, кто следовал канонам ислама на протяжении столетий до этого?
Даже во времена СССР, когда религию не особо жаловали, местные женщины в основном отличались своей целомудренностью и высокой нравственностью. При этом носили вполне светскую одежду. И браки были, кстати, крепче. А сейчас некоторые пользуются подобной одеждой, чтобы выиграть в конкурентной борьбе за замужество (иногда даже работая девочками по вызову под надёжным прикрытием чёрной, но при этом «обеляющей» их одежды!), а затем также легко разводятся. Причём по инициативе мужа. Знаю случаи, когда стоило заболеть жене такого религиозного фаната, который даже плотно занавешивал окна (причём в многоэтажке и в летнюю жару!), чтобы никто её вдруг не увидел с улицы, как он сразу бросает свою суженую с детьми и жениться на другой. Правильно, зачем тратиться на операцию, поддерживать супругу в период реабилитации? Можно ж пойти более лёгким путём, тем более, что развод в исламе не запрещён. А то, что расторжение брака должно по канонам иметь особые причины, не особо волновало. Видимо, можно интерпретировать по-своему. Ну, как выгодно. Поэтому и в отношении других аспектов ведутся вольные трактовки. Например, обосновать убийство ни в чём не повинных людей.
Поэтому духовный лидер призвал не называть преступников исламскими террористами.
«Некоторые люди говорят, что это «исламские террористы». Если врач совершит ошибку, мы же не говорим «врачебный терроризм». Ведь никакая вера к этому не призывает. Здесь подняли вопрос о том, что в Дагестане, особенно в Дербенте, три религии вместе. С первого дня у нас полное понимание, уважение, мы рядом живем, помогаем друг другу»,- отметил он.
Муфтий республики обратился ко всем дагестанцам с просьбой не быть равнодушными к тому, что происходит вокруг них. Из-за такого равнодушия, по его словам, в своё время распространился ваххабизм. Ахмад-Афанди Абдулаев добавил, что нельзя закрывать глаза на проявления терроризма, даже если это касается родственников или соседей.
«Если кто-то думает, что это религиозная проблема, то нет. Это наша общая проблема»,- сказал он.
Выступая на встрече, Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам сказал о намерениях врагов России посеять межрелигиозную рознь, подвергнуть сомнению искренность отношений между братскими народами. Он добавил, что нужно приложить все усилия, чтобы оградить от этого зла молодёжь.
«Мы увидели, как люди, наполненные ненавистью и злостью, убивали мирных граждан, священнослужителей и сотрудников, призванных хранить порядок. Это наша общая боль, общее страдание. Акция была направлена на то, чтобы нас разделить. Мы понимаем, что достигнуть этой цели сложно, но они пытаются»,- сказал он.
Председатель Централизованной религиозной организации иудейских общин Дагестана Валерий Дибияев на встрече поблагодарил всех неравнодушных за переживания.
«С первых же минут трагедии и мусульмане, и христиане Дагестана отозвались и взяли нас под защиту, выразили своё сочувствие и несогласие с идеологией и действиями террористов. Нет сомнения в том, что это была настоящая провокация, направленная против братской дружбы единой семьи народов Дагестана. У нас одна Родина, общая история, культура и общее будущее. Мы вместе с руководителями традиционных дагестанских конфессий будем продолжать совместную работу по сохранению и укреплению межнационального мира и согласия»,- заверил он.
Очень хочется надеяться, что имеющие уши да услышат данные призывы….
Карина М.