В Дагестане провели заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в ситуационном центре главы РД. На повестке дня у присутствующих было развитие единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований республики, развитие региональной системы оповещения и проведение противопаводковых мероприятий.
В первую очередь, власти республики выразили благодарность МЧС Дагестана и Главному управлению МЧС России по РД за умелые действия сотрудников спасательных служб, работу пожарных расчетов в момент, когда угроза боестолкновений и огневых контактов еще не была в полном объеме устранена. Действительно, можно сказать, что пожарные в Махачкале и Дербенте, проявив мужество и профессионализм, первыми устремились к местам пожара во время последних трагических событий и ликвидировали последствия с риском для жизни.
Затем в обсуждении на совещании подняли вопрос о качестве функционирования единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований, которые играют важную роль в обеспечении безопасности населения. Было отмечено, что в Дагестане за последние два года проведена определенная работа по развитию ЕДДС, увеличена численность персонала и площадь помещений, проведено оснащение техническими средствами связи и оборудованием.
Вместе с тем остается немало проблемных вопросов в этой сфере. Особое беспокойство и тревогу вызывает обеспеченность ЕДДС резервными источниками электропитания. Вторым проблемным вопросом является выход из строя в связи с окончанием срока эксплуатации аккумуляторных батарей, обеспечивающих работу серверного оборудования системы 112. Любой факт отключения электроэнергии не позволяет в автоматизированном режиме перейти с основного канала связи на резервный (спутниковый), что приводит к поломке дорогостоящего оборудования.
По всем этим фактам было поручено главам тех муниципалитетов, в которых остаются проблемные вопросы, в ближайшее время исправить ситуацию, потому что от слаженной работы единых дежурно-диспетчерских служб напрямую зависит безопасность не только жителей этих территорий, но и также гостей республики.
Еще одним острым вопросом в работе организаций по устранению ЧС является готовность к паводкоопасному периоду. Как известно, на территории республики расположена разветвленная сеть малых, средних и крупных рек, неблагоприятное прохождение половодья на которых может повлечь серьезные экономические и социальные последствия. Это может нанести значительный ущерб населенным пунктам и инфраструктуре. Угрозы наводнений также могут быть связаны с ухудшением состояния гидротехнических сооружений и бесконтрольным хозяйственным освоением зон затоплений.
В этом вопросе, считают власти, на первом этапе работ нужно определить приоритеты, исходя из повышенного уровня опасности. Затем, на основе этого составить график работ. Власти должны понимать и видеть наглядно, где работы проведены, а какие мероприятия еще предстоят. Если говорить о паводкоопасном периоде, то все структуры должны быть сориентированы, какие именно меры они должны предпринимать.
На время паводков предлагается следующий план мероприятий: первое – доклад по линии ЕДДС, второе – эвакуация населения, третье – обеспечение эвакуированного населения всем необходимым. Для того, чтобы по всем этим пунктам были безукоризненно и незамедлительно оказаны услуги жителям, необходимо увеличение резервного фонда на чрезвычайные ситуации. Если все-таки случились какие-либо чрезвычайные ситуации, дальнейшие действия сотрудников соответствующих организаций должны быть направлены на ликвидацию последствий и оказание помощи всем пострадавшим.
Вопрос о ходе развития региональной системы оповещения обсуждается на заседаниях комиссии не в первый раз. Своевременное оповещение населения об опасностях, информирование о правилах поведения и способах защиты является важнейшей задачей. Подытоживая, нужно отметить, что за счет средств республиканского бюджета в Дагестане завершены работы по автоматизации процесса оповещения населения на региональном уровне, однако для выполнения задач в полном объеме, необходимо отладить работу муниципальных систем.
В непростое время живем мы, россияне, сейчас. Помимо экологических катастроф, природных катаклизмов и прочего, люди в последнее время чаще сталкиваются с проявлениями беспричинной жестокости или озлобленности отдельных представителей общества, не говоря уже о страшных и неподдающихся нормальной логике террористических актах, которые происходили недавно на территории нашей страны и в республике. И каждый раз во время этих трагических событий важной составляющей наведения порядка и устранения последствий является человеческий фактор. Нельзя не отметить, что именно отзывчивость и неравнодушие наших граждан играет важную роль во время бедствий, тяжких испытаний или фатальных драм. Так и хочется сказать, что, конечно, системы ЕДДС, службы 112 и МСЧ стоят на страже нашего спокойствия, но каждый гражданин страны в это тревожное время должен быть бдительным и осторожным, потому что, как показывает жизнь, опасность ходит рядом.
Аврумов М.