В Махачкале подорожает проезд на общественном транспорте. На пресс-конференции с участием представителей транспортных компаний города объяснили представителями СМИ причины этого повышения цен.
В качестве основной причины, в частности, назван острый дефицит водителей на маршрутных такси города. По словам транспортников, люди покидают эту сферу в поисках более высокого дохода, и компании вынуждены повышать зарплаты, что приводит к росту тарифов.
Кроме дефицита водителей, транспортные компании также обосновали необходимость повышения тарифов увеличением затрат на обслуживание автопарка и другими расходами, такими как рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Напомним, что стоимость проезда в маршрутках Махачкалы вырастет с прежних 27 до 32 руб. После подорожания проезда в столице республике обычно по цепочке поднимают цены и в других городах. Поэтому неудивительно, если в Дербенте, втором по значению городе региона, также поднимут цены на проезд. В прошлом году уже состоялось такое увеличение – с 20 руб. до 25. Но после этого подорожания, как известно, в сфере общественных перевозок ничего не меняется.
У общественного транспорта республики проблем, как говорится, «выше крыши». Надо отдать должное, горожане переносят стоически и переполненные маршрутки, где приходится дышать друг другу в затылки, и переругивание с хамоватыми водителями, и отсутствие кондиционеров, и нежелание «маршрутчиков» обзаводиться безналичными терминалами.
Самая главная проблема республиканского транспорта, по мнению экспертов – это маршрутная сеть, которая давно устарела, слишком загромождена и нуждается в оптимизации. Вторая проблема – нечеткие и длительные интервалы ожидания. Третья – это необходимость внедрения брутто-контрактов, системы, при которой частные перевозчики должны бороться не за пассажиров, а за километраж: чем больше проедет, тем больше получит.
За решение проблем общественного транспорта должны взяться региональные власти, так как на протяжении многих лет в этой сфере ничего не меняется. Среди них, в частности, также обновление автопарка, ремонт и модернизация контактной сети, установка валидаторов безналичной оплаты за проезд, обустройство всех остановочных пунктов в едином стиле и переход и замена маршруток и микроавтобусов на автобусы большой вместимости. Последний пункт касается, в основном, республиканской столицы, хотя и в маленьких городах, особенно в туристический сезон, неплохо бы было увеличить количество автобусов.
В Махачкале на сегодняшний день только один муниципальный перевозчик – МУП «Троллейбусное управление». Автобусный парк, состоящий из «НЕФАЗов», называемых в народе «метанами», обслуживает межмуниципальные маршруты, принадлежит ГУПу и не подчиняется муниципалитету.
При этом микроавтобусы «ГАЗель NEXT», на которых в основном осуществляются пассажирские перевозки в Махачкале, – маленькие. Они не могут покрыть нужды горожан. По паспорту у них до восемнадцати мест. Стоячих мест там вообще не предполагается. Поэтому в столице нужны большие автобусы. Один автобус, рассчитанный на перевозку одновременно до ста человек, покрывает пять микроавтобусов. Переход на транспорт большой вместимости, возможно, разгрузит городские магистрали.
Учитывая все эти нюансы, в махачкалинских условиях складывается крайне противоречивая ситуация. Предположим, водитель маршрутного автобуса строго соблюдает установленные правила и не берет больше положенного количества пассажиров, не будет тормозить, как бы отчаянно не махал рукой на остановке горожанин. Получается, что людям придется ждать своего места в салоне добрых полчаса, а то и больше. Это происходит из-за того, что перевозчики, чтобы увеличить прибыль, сокращают количество машин.
Число общественного транспорта на каждой линии зависит от администрации города, там профильное управление этот вопрос решает. Задача властей состоит в том, чтобы предоставлять дополнительный транспорт там, где его не хватает. Но пока не поступят соответствующие жалобы, они не вправе требовать у частника, чтобы увеличили количество транспорта. А жалоб, как ни странно, нет. По-хорошему, действующие в городах перевозчики должны сами увеличивать количество машин. Однако мы наблюдаем совершенно противоположное решение, как говорилось выше.
Говоря о комфорте общественного транспорта, важно упомянуть, что в регионе используются маршрутки, иногда абсолютно не приспособленные для перевозки пассажиров. Заводы выпускают различные транспортные средства. Но из-за бездумной экономии предприниматели берут в лизинг самые дешевые машины, чтобы быстро рассчитаться. Это экономический подход такой, а страдают в итоге пассажиры.
Возвращаясь к теме взаимоотношений между водителями и пассажирами, следует отметить, что, если водитель хамит или водит агрессивно, его сразу же должны отстранить от работы – конечно, если пассажиры пожалуются в Ространснадзор. Но, по данным этого ведомства, жалоб поступает очень мало, что говорит о равнодушии и низком сознательном уровне людей.
В итоге, как видим, вопросы с общественным транспортом взаимосвязаны с нашим с вами отношением к ним. Нам самим надо повышать свое гражданское самосознание и бороться не только с «лихачами» и «хамами» в лице водителей, но и сообщать обо всех проблемах в этой сфере. И тогда будет за что спросить у властей, если они не примут никаких мер.