Перемен! Требует ЖКХ…

Жилищно-коммунальное хозяйство – эта сфера, которая касается практически каждого, и при этом имеет ряд существенных изъянов, которые могут испортить нам жизнь. Свидетельство тому – нынешняя зима, когда кто-то остался в сильные морозы без отопления. Почти треть россиян, согласно опубликованным данным, заметила ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг за последний год. И эти проблемы, которые явно будут нарастать, нужно решать – причём в срочном порядке во избежание коллапса.

На днях президент РФ Владимир Путин подписал закон, который значительно повысил (практически в десять раз) штрафы для поставщиков жилищно-коммунальных услуг, если их оказывают ненадлежащим образом. Конечно, и раньше службы наказывали рублём, но это были смехотворные для нарушителей суммы, если ещё учесть тот факт, что сфера ЖКХ считается одной из самых сильно коррумпированных. Поэтому дешевле было отмахнуться от жалоб потребителей, заплатив копеечный штраф, нежели выполнять свои обязанности как положено. Однако теперь подобная пагубная практика будет сильно кусаться: при первом нарушении будет штраф для должностных лиц 10 тыс. руб., для юридических лиц – до 50 тыс. руб., а при повторном нарушении должностное лицо будет оштрафовано уже на 30 тыс. руб., размер же штрафа для юридических лиц вырастет до 100 тыс. руб.

Обеспечат ли данные инициативы более серьезную защиту прав потребителей или всё же найдут методы их обойти? Мы же помним пресловутое «закон, что дышло….».

Здесь и потребители должны проявлять свою активность. При некачественном облуживании добиваться снижение оплаты. Однако не все хотят вступать в эту тяжёлую борьбу, так как она сопряжена с большим количеством бюрократических препонов и, соответственно, с нервным перенапряжением. Поэтому многие смиряются со своей участью. Особенно в нашем регионе, где в ментальной культуре местных народов защита своих прав, за редким исключением, практически отсутствует.

В связи с этим общественные организации и правозащитники просят Минстрой ввести автоматический перерасчет стоимости услуг ЖКХ в том случае, когда эти услуги не соответствуют установленным нормативам.

Если, к примеру, происходит авария, и в доме отсутствует отопление три дня – из ежемесячного счета за услуги ЖКХ автоматически вычитается стоимость этих двух дней, а сети с управляющей организацией должны сами потом разбираться, кто виноват в аварии, кто за нее ответит рублем. Кроме того, в открытых источниках должна быть размещена информация о сбоях в подаче того или иного ресурса и их стоимость, чтобы люди могли перепроверить, правильно ли им все рассчитали.

Должно быть всё предельно чётко: получил услугу – плачу за неё, не получил – уж извините, работайте лучше.

В Дагестане ведётся активная деятельность по улучшению предоставления коммунальных услуг. Краеугольный камень в клубке региональных проблем – это, безусловно, наравне с электричеством водоснабжение и водоотведение, от которых во многом зависит не только качество жизни рядового гражданина, но и некоторые отрасли экономики. Как стало известно, на данный момент планируется разработать новый мастер-план по водоснабжению, водоотведению и гидроэнергетике. Для этого планируется наладить сотрудничество Минстроя с РусГидро. Стороны уже провели совместные обследования состояния водных ресурсов региона и общий дебет воды.

«В Дагестане, где многие источники водоснабжения используются несколькими районами или городами, выявлены проблемы с нерациональным использованием водных ресурсов, что влияет на доступность воды в некоторых поселениях»,- сообщили в министерстве.

В частности, особое внимание в разрабатываемом мастер-плане будет уделено обеспечению водой жителей северной равнинной части региона.

На днях глава Дагестана Сергей Меликов также провел совещание по вопросу реформирования государственных и муниципальных унитарных предприятий республики.

В настоящее время они рассматриваются как правовая форма, исчерпавшая себя и не отвечающая условиям современной рыночной экономики.

«В первую очередь это связано с тем, что унитарное предприятие – единственный вид коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества и обладающей строго целевой, ограниченной правоспособностью. Эти особенности обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе связанную с отсутствием эффективного корпоративного контроля, а также не способствуют повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий»,- отметил С.Меликов на совещании.

По словам заместителя Председателя Правительства РД – министра по земельным и имущественным отношениям РД Заура Эминова, в соответствии с федеральным законодательством государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на товарных рынках в России, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года. В случае непринятия либо неисполнения такого решения – ликвидация в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Предприятия в сфере ЖКХ как раз в основном и относятся к их числу.

«В целях же эффективного использования имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями республики, и повышения инвестиционной привлекательности предполагается преобразование ГУПов в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью»,- сообщил З.Эминов.

Реорганизация таких нерентабельных предприятий, по мнению курирующего вице-премьера, позволит экономить ресурсы и увеличить их возможности.

Руководитель республики подчеркнул важность скорейшего завершения реформирования МУПов и ГУПов для экономического развития Дагестана и обратил внимание глав муниципальных образований на необходимость более активного погружения в данную работу и личного контроля.

«Нужно все наши проблемные вопросы решать своевременно и планово, чтобы они не копились и не приводили потом к критическим ситуациям»,- нацелил на результативные шаги С.Меликов.

С этим призывом сложно не согласиться…

Карина М.