Не оставим в беде

То, что для дагестанцев нет понятия «чужая беда», – это аксиома, доказанная временем. Вот и сегодня, когда идет спецоперация на Украине, жители нашей республики первыми оказывают помощь ребятам на передовой, помогают восстанавливать освобожденные от неофашистов территории, оказывают поддержку тем, кто потерял близких и родных…

На днях в редакцию «Дагестанской правды» передали письмо, написанное вдовами военнослужащих, погибших в СВО. Адресовано оно Президенту страны, Верховному главнокомандующему Вооруженными Силами РФ Владимиру Путину.

Более сорока женщин из разных городов России, объединенные одной болью и одними проблемами, обратились к главе государства, чтобы рассказать ему о той признательности и благодарности, которые они испытывают к руководителю Дагестана Сергею Меликову.

«Когда погибли наши мужья, мы столкнулись с такой проблемой, что нам, вдовам, отказывали в региональных выплатах в родных регионах. Объясняли это тем, что наши мужья были либо призваны на СВО во время прохождения службы по контракту в Дагестане, либо были призваны из других регионов, но являются уроженцами РД. Одна из нас связалась с нашими сестрами по несчастью в Дагестане, и мы были удивлены, как быстро и без проблем решается этот вопрос там. Мы обратились за поддержкой к Главе республики Сергею Алимовичу, и уже совсем скоро через Минтруд РД, Фонд «Все вместе» более 40 семей получили все причитающиеся нам выплаты.

На примере этой гостеприимной республики мы видим величие духа нашей многонациональной страны и общность нашего народа. Мы всегда чувствовали поддержку дагестанцев, когда жили там в военных городках в мирное время, а теперь убедились в этом окончательно.

Мы искренне признательны, что в тяжелую для нашей страны минуту рядом с Вами есть такие настоящие патриоты России, как Сергей Алимович Меликов», – говорится в письме.

Всего несколько строк, но в них выстраданная боль от потери близких, от равнодушия чиновников и искренняя благодарность тем, кто оказался рядом не по закону, но по душе.

Сергей Алимович поступил не просто как руководитель республики, а как боевой офицер, не раз терявший друзей, знающий цену боевому братству. Для Меликова фамилии погибших ребят это не статистика, а трагедия людей незнакомых, но родных. Поступил он как человек, для которого свято понятие воинской чести, он считает, что поддержка семей погибших защитников Родины – его долг.

В романе «Черный обелиск» Ремарка есть слова «Смерть одного человека – трагедия. Смерть миллионов – статистика». Погибшие на Украине наши ребята, а они все НАШИ, даже если родились в Оренбурге, Питере, Пскове или какой-нибудь глухой деревушке в Калужской области, никогда не станут статистикой! И донести это до чиновников, равнодушно перечитывающих фамилии и не видящих за ними человека, – долг нашего журналистского сообщества.

Посмотрите на лица ребят на фотографиях. Они были молоды. Они хотели жить, любить, растить своих детей. Но когда пришел час испытаний для страны, они, не задумываясь, отдали самое дорогое – жизнь за свою Родину. Они – Герои! Герои, а не статистика!

Мы связались с женщинами, написавшими письмо Президенту России. Всегда нелегко просить родных погибших воинов рассказать о мужьях, братьях, отцах… Бередить рану лишний раз. Но рассказывать нужно. Чтобы тот самый чиновник-сухарь-статист знал, благодаря кому он сегодня спокойно ест свой хлеб. Чтобы знали дети, кто защищает их покой и сон.

Руслан Зелимханович Магомедов родился в Кизляре 8 декабря 1998 года. Учился в школе № 46 города Махачкалы. Парня воспитывали мама и бабушка.

– Руслан был очень веселым, разносторонне развитым. Играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно танцевал, серьезно занимался тхэквондо. Даже в армии в Новочеркасске служил в спортивной роте, – рассказывает о нем мама Маина. – Когда он решил подписать контракт и продолжить службу, я, признаюсь, этого не хотела. Но он сказал: «Мама, это мое решение». И я смирилась.

Руслан уехал служить в Тулу, там познакомился с девушкой, ставшей его второй половиной.

О своей первой встрече с красавцем-офицером жена Руслана Алина Александровна вспоминает с улыбкой:

– Мы познакомились летом в августе 2021 года. Я с компанией отмечала день рождения подруги. К нашему столику подошел высокий, симпатичный, улыбчивый парень и пригласил меня на танец. Сразу же завязался непринужденный разговор. Немного рассказали друг другу о себе, кто чем занимается. Потом он пригласил меня еще на один танец, и еще на один… А в конце вечера сказал: «Кажется, я влюбился».

Мы гуляли по улицам нашего города до рассвета и не могли наговориться. Он много рассказывал о себе, о своих планах на будущее. Говорил, что мечтает поступить в военную академию, построить большой дом, создать дружную семью. Через два месяца Руслан сделал мне предложение, и я сразу согласилась, зная, что мне будет тепло и спокойно в его больших, надежных руках.

Мой муж служил по контракту в Тульской десантной дивизии. Я носила под сердцем ребенка, когда началась спецоперация. Руслан сказал: «Я – россиянин, я – военный и должен защищать свое Отечество, тебя, моих родных». Из роддома я выписывалась без него. По возможности звонил, писал, волновался обо мне и о ребенке…

20 октября 2022 года в дверь позвонили. Вошла целая делегация незнакомых людей. Меня попросили присесть и сказали, что мой муж геройски погиб 18 октября 2022 года. Я была в шоке и не понимала, что происходит. Словно земля ушла из-под ног. Как теперь объяснить дочери, где ее папа? Как жить дальше? До сих пор тяжело это принять.

Похоронен мой муж на родине в Кизляре. 18 октября этого года будет годовщина его гибели, и мы с дочкой обязательно полетим в Дагестан, чтобы побывать на его могиле, почтить его светлую память вместе с его родными. А для меня Руслан навсегда останется жизнелюбом, строившим большие планы, которым не суждено было сбыться…

Дмитрий Александрович Брилев родился 29 июня 1998 года в деревне Рамено Калужской области. После школы поступил в Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге. Со своей будущей супругой Ольгой он познакомился, будучи курсантом.

– Мы познакомились в соцсетях, – вспоминает супруга офицера. – Он мне что-то написал, я ответила, так завязалась переписка. Родом я из Оренбурга, но в то время как раз была по работе в Питере. 9 мая решили встретиться, чтобы очно познакомиться. Дима пригласил меня на парад, в котором участвовал. А я, как назло, заболела. Написала ему. Сообщила свой адрес и попросила приехать. Он приехал с огромным букетом роз… и баночкой малинового варенья, чтобы меня лечить. Я посмотрела на него и сказала: «Ангелочек», – рассказывает Ольга Факильевна.

Так она его и называла все короткое время их личного счастья. Девушке пришлось вернуться в Оренбург. Дима остался в Питере. Очень переживал, что яркая, веселая девушка быстро забудет о нем вдалеке. Но Ольга думала только о своем Ангелочке и с нетерпением ждала встречи. Дмитрий приезжал при каждой возможности. На праздники, в отпуск. Пусть хоть на день, но к любимой. Новый, 2020 год решили встретить вместе. Под бой курантов протянул девушке коробочку с кольцом. Молча.

– Это что-то значит? – спросила Оля.

– Значит, – сказав Дима и ушел.

– Семь дней он мне ничего не объяснял, а я мучилась, не могла понять: то ли это предложение, то ли прощальный подарок, – вспоминает девушка. – На рождество пришел и спросил: «Ты выйдешь за меня?»

Сияя от счастья, Оля согласилась. Зимние каникулы закончились. Курсант вернулся в академию, а невеста начала готовиться к свадьбе.

– Я купила белое платье, а Диму просила, чтобы был в форме. Очень мне нравилось, каким он был в мундире, – улыбается воспоминаниям Оля.

В мае 2020 года молодые не просто расписались в Оренбургском ЗАГСе, но и венчались в церкви. Радость омрачало только то, что родители Димы не могли приехать на самый главный праздник сына. Свирепствовала пандемия, а мама парня, Оксана Николаевна, врач, находилась в «красной зоне».

В том же году лейтенанта Брилева по распределению отправили для дальнейшего несения службы в Дагестан.

– Дима очень переживал: поеду ли я с ним? – рассказывает Ольга. – Да и друзья подначивали: «Не поедет она. Что ей делать в ауле?» Но я ему сказала: «Мы с тобой венчаны и в радости, и в горе. А значит, куда ты, туда и я».

Молодая семья приехала в Буйнакск. Поселилась на территории части.

– Нас встретила прекрасная женщина Хадижат, ее фамилии, к сожалению, не знаю. Всё нам показала, всё рассказала и первое время очень опекала. Дагестанцы вообще оказались очень радушными, а не страшными, как я боялась. Хадижат учила меня готовить национальные блюда. А ребята, сослуживцы Димы, учили его аварскому языку. Вот только о коротких платьишках мне пришлось забыть. Дима сам мне принес длинное платье «в пол» и сказал: «Здесь так носят. Нужно уважать чужие обычаи».

В январе 2022 года Дмитрия Брилева отправили в командировку. А в конце февраля Ольга узнала, что ее муж находится в зоне СВО. В СМС Дима писал, что на связь часто выходить не сможет. Просил не звонить и обещал, что по возможности будет просто писать: «живой». Значит, с ним все в порядке.

Каждый день Оля ждала звонка или заветного сообщения. Но, как положено офицерской жене, эмоции держала в узде, только однажды не выдержала, когда любимый позвонил по видеосвязи.

– Он уезжал совсем мальчиком с яркими глазами, светящимся взглядом, – вспоминает девушка. – А с экрана на меня смотрел мужчина с усталыми впавшими глазами, казалось, ему не 24 года, а все 45. Я расплакалась. Дима тут же отключился. И по видео больше уже не звонил. Никогда.

В ноябре 2022 года Дмитрий Брилев, награжденный в ходе спецоперации медалью «За отвагу», приехал домой в отпуск. Десять дней пролетели как одно мгновение. И снова на передовую. 10 апреля боец с позывным «Стрелок» перестал выходить на связь…

Кавалера ордена Мужества Дмитрия Александровича Брилева похоронили на родине, в Калужской области…

Банас Рамазанович Кутурчаев родился 24 ноября 1991 года в Избербаше. В 2010 году был призван в Вооруженные Силы России. Служил в Чите, Забайкалье. После армии поступил и окончил Московский международный институт уголовного права, затем работал спасателем в МЧС авиакосмического отделения в Улан-Удэ. Там же в 2012 году встретил свою судьбу – Лилию Станиславовну. Вскоре у молодых родился сын Рамазан.

В 2019 году Банас подписал военный контракт и стал командиром отделения, радистом-корректировщиком военно-десантной разведки. На спецоперацию отправился из своей части в Улан-Удэ.

О том, что командировка боевая, Лилия Станиславовна узнала, только когда о спецоперации сказали по телевизору.

– Банас был очень немногословным, а о работе вообще предпочитал не говорить. Мне он с первого взгляда и понравился этой своей настоящей мужественностью, сдержанностью и надежностью, – рассказывает Лилия. – Конечно, переживала, когда узнала. Каждого звонка ждала. Молила Бога, чтобы уберег любимого. И Рамазан со мной молился за отца.

Но не сберегли бойца молитвы любимых. 4 апреля 2022 года он погиб при зачистке территории. Именем кавалера ордена Мужества Банаса Рамазановича Кутурчаева названа улица в его родном Избербаше.

…Три разные, но такие похожие судьбы. Их объединила любовь к Родине, самопожертвование и офицерская честь. А их вдов, написавших письмо Путину, объединили общее горе и общая стойкость, с которой они идут по жизни. Но даже самые стойкие устают в этом тяжелом пути.

И тогда рядом становятся такие люди, как Глава нашей республики Сергей Меликов, председатель Фонда «Все вместе» Селимхан Мерзиханов, специалисты Министерства труда республики, готовившие документы в сжатые сроки, сотни дагестанцев, которые, оставаясь безымянными, делали пожертвования в фонд поддержки семей погибших.

И пока мы вместе, пока мы здесь, в тылу, помогаем друг другу, наши ребята там, на передовой, спокойны. Они знают, что делают правое дело. А случись что, о них не забудут, их близких в беде не оставят…

/dagpravda.ru/politika/ne-ostavim-v-bede/