Сфера жилищно-коммунального хозяйства – это то, без чего никто из граждан не может обходиться, и в то же время то, о чём не хочется лишний раз вспоминать, особенно когда речь идёт об уплате данного вида перманентно дорожающих предоставляемых услуг, не говоря уже об их качестве. Кроме того, это сфера, где коррупционная составляющая зашкаливает, где можно уводить деньги так, чтобы этого особо не было заметно, так как для этого есть много эффективных схем. Здесь крутятся миллиарды рублей и, причём, «живых» денег, получаемых не только от владельцев жилья, но и от различных государственных программ. И в этом смысле управляющие компании очень преуспевают. На правительственном уровне принято решение несколько поубавить их накал. В связи с этим Минстрой РФ разрабатывает новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, которая должна идти не в карман управляющих компаний, а на специально созданные счета, благодаря чему жильцы смогут увидеть, на что тратятся их кровные деньги.
Однако смогут ли подобные новшества изменить что-то кардинально?
Действительно, что может быть лучше такой системы: на специальный счёт будет поступать плата от жильцов, а управляющие компании смогут переводить деньги только тем, кто занимается непосредственно поставкой воды, тепла и электричества. То есть всё прозрачно, налево, как говорится, ни один рубль не может уйти. Ведь сейчас управляющие компании распределяют все поступающие к ним финансы. А как они их распределяют, порой становится понятно, когда то там, тот тут слышишь историю: платим исправно, но обвиняют в противоположном. Или когда начинаются разборки между УК, которые начинают претендовать на один и тот же дом, и в результате жильцы должны оплачивать им обеим. От такого беспредела, безусловно, страдают только рядовые граждане. Конечно, согласно существующему нормативу коммунальщики должны раз в год отчитываться перед абонентами о том, сколько и на что потрачено. Однако в реальности он живёт лишь на бумаге, да и не все о нём знают.
Существует опасение, что инициатива Минстроя РФ может опять же негативно сказаться на кошельке граждан, поскольку с введением специальных счетов возникнут дополнительные проблемы. К примеру, чтобы списать деньги со счёта, нужно будет потратиться на оформление нужных документов. Казалось бы, почему бы не оплачивать напрямую ресурсоснабжающим компаниям – без всяких посредников. Видимо, им так удобнее. Ну что ж, а в это время долги за коммунальные услуги неуклонно растут. На 31 июля они составляют почти 900 млрд. Цифра колоссальная, в которую «внесли свою лепту», несомненно, и жители Дагестана.
И каким образом будут их выбивать? Нам грозят «коллекторские бои»? В Сбербанке решили пойти иным путём, разработав с помощью Искусственного Интеллекта программу, которая станет обзванивать должников, разговаривать с ними по телефону, что вскоре перейдёт практически во все сферы, в том числе и ЖКХ. Оскорблять и наезжать, тем самым, провоцируя коллектора на ответные действия, теперь будет некого, да и незачем. На агрессию нейросеть вовсе не отреагирует или отреагирует мягко. Ну, только в той степени, в какой её научили.
При этом роботу не составит труда звонить должнику столько раз, сколько запрограммировали. При этом почему-то на звонки роботов реакция более адекватная – люди охотнее погашают долги, чем, если бы с ними связался живой коллектор. Правда, достучаться до робота должнику будет совершенно невозможно – он бездушен. Ему абсолютно всё равно, какие у вас возникли семейные и личные проблемы – вынь да положь, даже если весь мир перевернулся. Кроме того, банкиру выгоднее нанимать робота, которому нет необходимости выплачивать заработную плату.
Мосесова К.