Главным событием стало заседание Совета по морской деятельности при Правительстве Республики Дагестан, состоявшееся 17 декабря под председательством Абдулмуслима Абдулмуслимова. На повестке дня стояли вопросы подведения итогов работы в уходящем году и определения стратегии развития Махачкалинского морского торгового порта до 2030 года.
Премьер-министр Абдулмуслимов подчеркнул исключительную роль морского сообщения в современной транспортной логистике, отметив, что Дагестан, благодаря своему геополитическому положению, обладает значительным потенциалом для развития данного направления. Особое внимание уделено статусу порта как ключевого звена в международном транспортном коридоре «Север – Юг».
Махачкалинский порт рассматривается как стратегически важный узел на Каспии, связывающий южные регионы России с государствами Средней Азии, Ираном и Индией. В связи с этим, правительство Республики Дагестан совместно с федеральными органами власти уделяет приоритетное внимание развитию портовой инфраструктуры.
Одним из ключевых проектов является строительство подъездной автомобильной дороги протяженностью 6,7 км, завершение которого запланировано на конец 2026 года. Эта мера позволит существенно увеличить грузопоток и разгрузить городскую дорожную сеть Махачкалы. Кроме того, принято решение о создании особой экономической зоны и реализации инвестиционного проекта «Строительство сухого порта».
Активное обсуждение вопросов развития морского и портового сотрудничества проходило также в рамках встречи российских и иранских экспертов в Махачкале, где поднимались вопросы увеличения объемов морских перевозок между странами. На первой международной встрече глав прикаспийских регионов в Иране также обсуждались перспективы наращивания торгово-экономических связей с использованием портовой инфраструктуры.
Юсуп Гаджиев, и.о. генерального директора морской гавани, представил стратегию развития порта, направленную на создание современного мультимодального логистического хаба международного уровня. Это позволит обеспечить эффективное взаимодействие между Каспийским регионом, Черноморским бассейном, Средней Азией и Персидским заливом, превратив Махачкалинский порт в значимый центр прибрежной экономики.
В рамках модернизации инфраструктуры планируется завершение проектирования нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год и модернизация контейнерной площадки. Достигнуты договоренности о сотрудничестве с терминально-логистическим центром «Белый Раст» и о снижении тарифов на железнодорожные перевозки.
Продолжается работа над модернизацией портовой техники, экспертиза максимально допустимой нагрузки на причалы и подбор новых портальных кранов с большей грузоподъемностью. Планируется расширение территорий логистических парков, крытых складов и площадок для консолидации и распределения грузов. Активно развивается железнодорожная инфраструктура, предусматривающая увеличение пропускной способности до 4,9 млн тонн в год.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства РД активно содействует реализации мероприятий по реконструкции портовой инфраструктуры и развитию экспортной и логистической деятельности. Врио министра Магомед Тагиров отметил, что расширение номенклатуры товаров и географии перевозок, особенно с Ираном, является приоритетным направлением. Ведутся переговоры об экспорте удобрений и лесоматериалов не только в Иран, но и в другие страны, а также об обеспечении параллельного импорта товаров.
Важным шагом станет строительство подъездной автодороги к «Сухому порту», что позволит разгрузить пригородную дорожную сеть и улучшить логистические маршруты.
ФГУП «Росморпорт» также реализует комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы и развитие порта, включая ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений и дноуглубительные работы.
Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Махачкала» рассматривается как ключевой фактор повышения инвестиционной привлекательности республики.

