Алла Шамиловна Навахова: «Мама – как много в этом слове»

Последний ноябрьский выходной – особенный день в календаре. Мы называем его Днем Матери. Эта добрая дата стала поводом вспомнить о тех женщинах, чью заботу невозможно измерить никакими словами, – о мамах, воспитавших, вырастивших и поддерживающих своих детей каждую минуту. Но есть особенные женщины, которые совмещают роли матери и учителя, воспитывая детей дома и одновременно передавая знания своим ученикам в школе или других образовательных учреждениях. Героиней нашего сегодняшнего интервью стала мама троих детей, Почётный работник общего образования Российской Федерации, прекрасная женщина – Навахова Алла Шамиловна.

Расскажите про свою семью: откуда родом Ваши родители, кто они по профессии?

— Мой папа – Навахов Шамиль Асоилович – ребенок из многодетной семьи (4 брата и 4 сестры). Родом из Аксая, Хасавюртовского района. Отец с детства увлекался музыкой и танцами, это и повлияло на его профессиональную деятельность. Он работал в ансамбле «Песни и танцы Дагестана» вместе с братом Залманом под руководством Татама Мурадова. После переезда в Москву он стал участником ансамбля, которым руководил Игорь Моисеев. А после – Ленинград – работа в грузинском ансамбле. Во время войны вместе с артистами – агидбригадой – ездили по фронтам и давали концерты: «Б4 Прибалтийский фронт», «Кабардинка». В 1950 году он приезжает в Дагестан, в Дербент, работать в Доме Культуры. В 1953 году мои родители поженились. Отец работал в Доме Культуры художественным руководителем в Первом Дагестанском педучилище. По состоянию здоровья отца мы переехали в Махачкалу в 1975 году. У моего отца очень много правительственных грамот и наград. Его вклад был высоко оценён, и ему было присвоено почетное звание «Народный артист Дагестана». Мама, Навахова Сарфит Шауловна, родом из Дербента. У нее в семье было 4 брата и 1 сестра. Судьба оказалась сурова: родители скончались рано, брат Азарьё пал на войне, а ещё двое братьев ушли из жизни при трагических обстоятельствах. Мама овладела искусством кроя и шитья, посвятив этому делу всю свою оставшуюся жизнь: она создавала одежду и мастерски стегала одеяла. А нас в семье двое: я и брат Митя (Дмитрий), сейчас он вместе с семьей живет в Израиле.

У меня трое детей: старшая – Регина, живет в Москве, у нее трое детей; средний ребенок – Шамиль, по образованию – юрист, работает в Москве и младший – Михаил-Азарий, работает врачом вместе с женой в клинике Израиля.

— Почему Вы решили стать учителем географии? Что вас вдохновило?

— Я окончила школу, в 1970 году поступила в Первое Дагестанское педучилище на факультет «Учитель начальных классов». В 1974 году, по направлению, я поступаю на естественно-географический факультет, отделение «География и биология». За отличную учебу в институте была удостоена правительственной награды «Отличник». Решение стать педагогом укрепилось благодаря влиянию декана естественно-географического факультета, друга моего отца.

Часто любовь к географии рождается из внутренних качеств, которые ищут выхода. Жажда познания мира, любовь к картам, романтика путешествий, любовь перед мощью природы, желание быть проводником и наставником. Мне доставляет удовольствие видеть, когда у ученика загораются глаза от понимания, как все взаимосвязано. Одновременно география – предмет для воспитания толерантности и глобального мышления. Мы учим детей тому, что мы все очень разные, но живем на одной планете и наши судьбы переплетены. На уроках географии я открываю дверь в целую планету полную загадок, чудес и открытий.

— Расскажите про Ваши достижения и педагогический стаж

— Мой педагогический стаж составляет 47 лет. В моем школьном багаже много дипломов и грамот. За заслуги в образовании была награждена Почетными грамотами и благодарностями. Являюсь Почетным учителем Российской Федерации и Отличником образования Дагестана.

— Вы обучили большое количество детей. Исходя из опыта, как считаете, важно ли учителю быть еще и психологом?

— Очень важно. Каждый год дети разные, они меняются в условиях времени, в условиях социума. Даже элементарно в общении нужна психология. Ведь изначально очевидно, что педагог не способен одинаково эффективно взаимодействовать со всеми учениками, ведь каждый ребёнок уникален и требует особого подхода. А вот создать общую атмосферу взаимопонимания возможно, в этом и помогает психология.

Часто мы – учителя, хотим, чтобы все дети были отличниками, хорошистами, примерными, прилежными. К сожалению, не всегда так получается. Нужно дать ребёнку понимание, что он всегда может обратиться к учителю с любой проблемой.

— Мечта Вашего детства? Если бы Вы не стали учителем, была бы связана Ваша профессия с географией?

— Мечта моего детства – стать врачом, но землетрясение в 1970 году поменяло мои планы. И я нисколько не жалею, что стала учителем! За моими плечами 7 выпусков. Очень много медалистов и хорошистов. Первый мой выпуск был в 1987 году, с ними я до сих пор поддерживаю связь. Сейчас у меня уже 8 выпуск. Выпускаю девятиклассников!

— Какой была география в Ваши школьные годы?

— В мое время география – это карты и учебник.

— Как изменилось преподавание географии с появлением Интернета?

— С появлением Интернета стали использовать онлайн-ресурсы в реальном времени, интерактивные карты, где можно изменить масштаб и прокладывать маршруты. Учитель сейчас – навигатор. Задача учителя – не дать готовые факты, а научить искать, анализировать и критически оценивать информацию из сети. Ученик становится исследователем, который может провести виртуальную экспедицию и создавать проект.

— Тяжело ли работать учителем?

— Да, тяжело. Большая ответственность, постоянное общение, эмоциональные качели. За один день можно пережить и восторг от успеха ученика, и гнев из-за хулиганства, и грусть из-за чьей-то неудачи, и раздражение от конфликтов. Дети нашего времени отличаются повышенной активностью и энергичностью. Удержать их внимание – сложная задача.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— На мой взгляд, современный учитель – это навигатор, грамотный пользователь технологий. И, конечно же, психолог. Я стараюсь сделать изучение географии интересным и захватывающим занятием, превратив работу с картами в занимательное и приятное приключение.

— Что бы Вы посоветовали молодым педагогам?

— Ни гаснуть, ни выгорать! Пусть Ваш внутренний мир и энтузиазм согревают Вас и Ваших учеников долгие годы. Быть счастливым в профессии и сохранить любовь к детям, не бояться ошибок, найти свой стиль, методы и подходы.

— Ваши пожелания нашим читателям

— Дорогие читатели, желаю Вам крепкого здоровья, ведь это самое главное богатство в нашей жизни. Обязательно душевного спокойствия, ясности ума и мудрости в принятии решений. Вдохновения для новых свершений и ярких идей!

НАНА