Сфера ЖКХ – одна из болезненных для нашей страны. И Дагестан в этом смысле не составляет исключение. Инфраструктура ветшает с каждым годом, и большая её часть была возведена ещё во времена СССР.
Безусловно, в те времена старались делать свою работу качественно, ибо приходилось отвечать за неё, да и сами люди были немного другие — они строили прекрасное будущее и безоговорочно верили в это. А это много значит.
Однако, как бы они ни старались, на земле нет ничего вечного. И с каждым годом мы это, конечно, ощущаем явственнее. Особенно в зимний период, когда не выдерживают трубы. А для Дагестана бич – это жаркое лето, когда возникают проблемы с электроснабжением со всеми вытекающими последствиями. С одной стороны, происходит износ, а с другой – кратно растёт нагрузка. И данная проблема, безусловно, не может оставаться вне внимания властных структур. Она неоднократно подымается Главой РД Сергеем Меликовым в ходе совещаний на республиканском и федеральном уровнях.
Многое сделано и делается. Однако ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства всё ещё остаётся критической. Для её нормализации была разработана и утверждена специальная Программа устойчивого экономического развития предприятий энергетики и ЖКХ Республики Дагестан , ключевыми мероприятиями которой являются мероприятия по консолидации разрозненных активов (включая бесхозяйные объекты, которые по предварительным оценкам составляют 50% от общего числа коммунальных активов, незавершенное строительство), их эксплуатация на базе единого предприятия, обеспечение единых стандартов качества, а также установление экономически обоснованных тарифов.
Безусловно, для улучшения качества инфраструктуры нужны средства. Их федеральный центр в последние годы периодически выделяет, однако и этого явно недостаточно. Тем более, что с пополнением бюджета в стране сейчас не всё гладко.
Получается, что растут тарифы на ЖКХ. Причём у населения, с его мизерными зарплатами у основной массы людей, такой рост сильно бьет по карману.
В связи с этим для социальной защиты населения и приравненных к ним потребителей Республики Дагестан, а также снижения тарифной нагрузки на население приняты соответствующие нормативно-правовые акты:
Закон РД от 23.06.2022 № 48 «О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Республики Дагестан», устанавливающий лиц, имеющих право на льготные тарифы в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, основания для предоставления льготных тарифов и порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
Постановление Правительства РД от 11.11.2022 № 381 (в ред. от 29.11.2023) «О реализации правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, возникающих при реализации мероприятий региональных программ устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства».
Вышеназванные правовые акты позволяют сдерживать рост тарифа для населения и субсидировать «межтарифную разницу» из средств федерального и республиканского бюджетов.
Приказами Министерства энергетики и тарифов Республики Дагестан
от 28.12.2024 № 45-ОД-233/24, 45-ОД-234/24, 45-ОД-232/24, в городе Махачкале были установлены экономически обоснованные тарифы для прочих потребителей в следующих размерах:
водоснабжение — 40,30 руб./куб.м (без НДС);
водоотведение — 20,12 руб./куб.м (без НДС);
теплоснабжение — 3104,65 руб./Гкал (без НДС).
Также указанными приказами были введены в действие льготные тарифы
для населения, которые установлены на 2024 год в следующих размерах:
водоснабжение: в первом полугодии — 11,90 руб./куб.м с НДС (остались
на уровне 2-го полугодия 2023 года), во втором полугодии — 16,01 руб./куб.м
с НДС;
водоотведение: в первом полугодии — 5,87 руб./куб. с НДС (остались
на уровне 2-го полугодия 2023 года), во втором полугодии — 7,90 руб./куб.м
с НДС;
теплоснабжение: в первом полугодии — 2115,07 руб./куб.м с НДС (остались
на уровне 2-го полугодия 2023 года), во втором полугодии — 2556,91 руб./Гкал
с НДС.
Такую тарифную сетку специалисты считают экономически обоснованной.
Необходимы энергоресурсы, замена устаревшего оборудования, ремонт насосных станций, паровых и водогрейных котлов и замена теплотрасс.
В противном случае износ коммунальной инфраструктуры будет повышаться, что неминуемо приведёт к коллапсу, с которым навряд ли кто-то из нас хочет столкнуться.
Карина М.