Быть или не быть дагестанской «вертушке»?

На Кизлярском электромеханическом заводе завершены сборка и начаты наземные испытания первого летного образца вертолета АП-55 – легкой многоцелевой машины нового поколения, представленной ранее на международной выставке HeliRussia-2025.

Эта модель, по заявлениям производителя, сочетает в себе передовые технологии, высокую надежность и универсальность применения, что делает ее перспективной для различных секторов экономики.

Начальный этап наземных испытаний проводился без установки лопастей, что позволило проверить основные системы и узлы вертолета на предмет вибраций и работоспособности. После установки лопастей начались вибрационные испытания, которые являются критически важными для обеспечения безопасности полетов.

Параллельно проводилась тщательная проверка навигационного комплекса, обеспечивающего точность и надежность навигации вертолета в различных условиях. Успешное завершение этих этапов наземных испытаний является важнейшим шагом на пути к полетам. Следующим этапом станет проведение испытательных полетов на малых высотах, где будут проверены летные характеристики машины.

Вертолет АП-55 оснащен двигателем Rolls-Royce мощностью 450 лошадиных сил, что обеспечивает ему высокую динамику, отличную маневренность и устойчивость в полете, даже при сложных погодных условиях. Пятиместная кабина вертолета отличается просторностью и комфортом, что важно, как для пассажиров, так и для пилота. Грузоподъемность вертолета составляет до 600 килограммов, а максимальная скорость – 260 километров в час.

Важной особенностью является возможность взлета и посадки на ограниченных площадках размером всего 15 на 15 метров, даже в гористой местности, что значительно расширяет сферу его применения. Планируется использовать вертолет АП-55 в различных областях, включая медицинскую авиацию (скорая помощь, транспортировка пациентов), спасательные операции, туристические полеты и бизнес-авиацию.

Министр промышленности и торговли Дагестана Низам Халилов подчеркнул, что программа испытаний проходит в соответствии с намеченным графиком, что вселяет оптимизм в отношении скорого перехода к полетам на малых высотах. Он выразил уверенность в успешном завершении испытаний и скором первом полете вертолета, отмечая слаженную работу инженерной команды.

Однако, несмотря на видимый успех, эксперты высказывают некоторые опасения. Профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Капустина, в частности, обращает внимание на потенциальные риски, связанные с использованием британского двигателя Rolls-Royce. В условиях действующих санкций поставки двигателей могут быть прекращены в любой момент, что создает серьезные угрозы для серийного производства вертолета. Это основной вызов для проекта АП-55, который может поставить под угрозу его коммерческий успех.

Для обеспечения стабильности и долгосрочной перспективы проекта, по мнению эксперта, необходимо решить вопрос импортозамещения двигателя, перейдя на отечественные аналоги. Без этого будущее вертолета АП-55 в значительной степени будет зависеть от государственных заказов.

Надежда Капустина также отмечает, что на рынке легких многоцелевых вертолетов АП-55 столкнется с серьезной конкуренцией, в частности, со стороны хорошо зарекомендовавшего себя американского вертолета Robinson. Этот вертолет завоевал популярность благодаря отработанным технологиям, развитой сервисной сети и относительно невысокой стоимости эксплуатации.

Вертолету АП-55 предстоит доказать свои преимущества, прежде всего, в плане надежности, эксплуатационных расходов, доступности запчастей и сервисного обслуживания. Безопасность, как и для любого другого коммерческого воздушного судна, является первостепенным приоритетом.

Для того, чтобы стать конкурентоспособным, вертолет АП-55 должен продемонстрировать высокую надежность всех систем, низкие эксплуатационные расходы и простоту технического обслуживания. В заключение можно сказать, что начало наземных испытаний вертолета АП-55 – это значимое событие для Дагестана и всей российской вертолетостроительной отрасли. Однако реализация проекта сталкивается с рядом серьезных вызовов, главным из которых является зависимость от импортных комплектующих. Успех проекта в значительной степени зависит от решения проблемы импортозамещения и способности производителя предложить на рынке конкурентоспособный продукт, удовлетворяющий высоким стандартам безопасности и экономической эффективности.

Будущее дагестанской винтокрылой машины остается под вопросом, и только время покажет, сможет ли она завоевать свою нишу на конкурентном рынке легких вертолетов.

В случае успешного решения проблемы импортозамещения и оптимизации эксплуатационных расходов, АП-55 может занять свою нишу на рынке, особенно в сегменте, где важна возможность эксплуатации с небольших площадок. Дагестанский вертолет потенциально может стать востребованным в регионах с труднодоступной местностью, где использование более крупных вертолетов затруднено или невозможно.

Светлана ОГАНОВА