Я часто вспоминаю своё детство
И то, как хорошо мне было в нём,
Друзей своих, живущих по соседству,
И игры — в них играли всем двором…
Это сейчас машин стало больше, чем велосипедов. От количества транспорта не видно дорог, а полки в магазинах скрываются под изобилием товаров. Во многом скудное, во многом раздольное, интересное, строгое и свободное – таким помнит свое детство целое поколение людей. Детство советского ребенкаи детство ребенка нынешнего имеют значительное различие. «Не пойдешь на улицу» – было в товремя одним из самых жестких наказаний. Дворы были большие и просторные, а самое главное – живые. Там дети учились общаться и строить отношения, а также бесконечно играли в дворовые игры. «Резиночка», «классики», «казаки-разбойники», «скакалки», «царь горы», «колдунчики». Казалось бы: «просто забава», но если задуматься, тут есть и невидимый аспект. Все эти формы активности учили быть внимательными, лучше ощущать свое тело и владеть им, осваивать пространство,способствовалиразвитию воображения, умению выстраивать в голове алгоритмы и придерживаться правил, отстаивать свои интересы. Одним словом, в игреразвивалось все то, что необходимо ребенку для дальнейшего созревания, успешного приобретения новых знаний и навыков, формирования его как личности.
Очевидно, что в нынешнее времянеуспевающих детей, которые оказываются не готовы к усвоению школьной программы, становится больше. Особенности развития детей напрямую связаны с технологическими и промышленными достижениямимира. Еще совсем недавноосновными пользователями гаджетов были люди подросткового возраста и старше. Сейчас многие дети дошкольного возраста уверенно пользуются телефоном и планшетом, проводят за нимимного свободного времени. С одной стороны – взрослые сами, приходя домой с работы, проводят время с телефоном в руках или за компьютером, являясь примером для своих детей. С другой стороны, родители сами занимают детейподобными устройствами, тем самым освобождая время для домашних и личных дел. Таким образом, возраст пользователей компьютерами и телефонами значительно снизился. Современные мультфильмы и игры слишком яркие, шумные, быстрые, иногда с отсутствием внятной речи и планомерногосюжета, адекватных эмоциональных реакций у персонажей. Яркие картинки быстро сменяют друг друга, увлекают ребенка, при этом онтеряет стимул что-то придумывать и творить, играть самостоятельно, воображение не развивается. Не формируется и внутренняя речь, мысли становятся бессвязными, отрывистыми, возникают трудности с планированием речевого высказывания, замедляется речевое развитие. Сидя перед экраном нет необходимости взаимодействовать с окружающими, учиться понимать их эмоции, интерес к реальному миру уменьшается. При этом психика ребенка не справляется с большим потоком информации, появляется раздражительность, бессонница, утомление, изменение пищевых привычек (ребенок ест только перед экраном).
Другая тенденция, связанная сдоступом к электронным устройствам это снижение двигательной активности. Компьютерные игры, планшеты, телевизор занимаютзначительную часть времени, что ведет к сидячему образу жизни. Снижение общего двигательного развитиявыявляется у детей, как в раннем развитии, так и в дошкольном и школьном возрасте.Отсутствие подвижных игр, которые ранее играли дети всех возрастов, приводит к недостаточному развитию крупной и мелкой моторики, лежащих в основе письма, а также речедвигательных зон мозга, нарушению глазодвигательнойфункции, как предпосылки длячтения. Таким образом, недостаточное двигательное развитие вторично влияет на нарушение других психических процессов, таких как речевое развитие, пространственное развитие, приобретение навыков чтения и письма.
Современные родители вынуждены много работать, и дети часто бывают предоставлены сами себе. Недостаточное участие родителей в жизни ребенка приводит к такому явлению, как педагогическая запущенность, характеризующаяся узким кругозором, сниженным интеллектуальным развитием, инфантилизмом, недостаточной познавательной активностью.
Другая крайность в подходе к воспитанию – это опережающее обучение, чрезмерные нагрузки. Некоторые взрослые форсируют развитие своего ребенка, часто в угоду своему тщеславию. Успехи ребенка, его способность делает все лучше, быстрее и раньше всех своих сверстников, вызывает у родителей гордость и ощущение своей исключительности. Однако энергетические ресурсы не безграничны: если на что-то мы тратим энергии больше, то для другой деятельности ее остается меньше. Если мы усиленно работаем над интеллектуальным развитием, начинают страдать другие сферы. В первую очередь – это эмоциональная сфера. Возникает физическое и психическое истощение. Часто ребенок выпадает из круга общения сверстников. Могут появиться невротические реакции, такие как заикание, тики, бессонница, энурезы (недержание мочи).
Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной и требующейнового подхода в воспитании и образовании. Малоподвижный образ жизни и интенсивное внедрение гаджетов и телевизоров в жизнь детей с раннего возраста способствуют задержке разных аспектов в его развитии, что в свою очередь ведет к школьной неуспеваемости, личностной незрелости, нарушению его здоровья.
автор: Клинический психолог Закилова Хадижат Давудовна.
Современные тенденции в развитии детей. Откуда берутся школьные трудности