Ашуг Шаул Симанду: жизненный путь народного поэта

Горско-еврейский народ обладает богатейшим фольклором. Устное творчество ашугов и сказителей передавалось в народе из поколения в поколение в виде песен, сказок, притч, поговорок, стихов, былин, частушек, клятв и даже заговоров. Однако следует заметить, что фольклор горских евреев отличается от фольклора соседних народов тем, что включает большое количество сюжетов, заимствованных из Талмуда, Теhилим (Псалмы Давида) и мидрашей.

Народный поэт Шаул Симанду родился в 1856 г. в Дербенте в многодетной семье. Его отец Симанду был неграмотным поденным рабочим, и от непосильного труда и болезней он и его супруга ушли из жизни в расцвете лет. Сиротская доля заставила мальчика работать с семи лет. Маленький Шаул старался не отставать от взрослых и трудился в поте лица. О получении образования не могло быть и речи, ведь в те времена эта была привилегия богатых.

Когда пришла юность, старшие братья решили сосватать ему девушку, но он воспротивился, уверяя их в том, что, мол, для женитьбы нужны финансовые средства. Да и куда он приведет свою будущую жену? В сарай, в котором ныне проживает? Кем только не работал Шаул, чтобы скопить деньги на свою свадьбу: перекопщиком, поливщиком, обрезчиком лозы, рыл траншеи и т.д. Со временем освоил востребованную в те времена профессию бондаря (мастера по изготовлению бочек для вина). Эту специальность, осваивал самостоятельно: после 10-12 часового рабочего дня приобретал необходимый инвентарь, и все свое свободное время готовился к открытию своей небольшой бондарьской мастерской.

Об этом периоде жизни пишет в своих воспоминаниях его сынизвестный поэт А. Семендуев: «Отец всегда работал с увлечением, не зная усталости и при этом постоянно напевая. Эта привычка сохранилась за ним до глубокой старости. В пору его молодости у горских евреев не было своей письменности, не считая древнееврейскую, которую в совершенстве знали лишь единицы. Обычно на торжествах исполнялись песни на азербайджанском языке, а народное творчество развивалось устно. Отец побывал во многих аулах с целью усвоения языков соседних народностей. Уже в молодые годы у него были обширные знакомства, а иногда и близкие дружественные отношения со многими земляками разных национальностей. Он всегда вспоминал о том, что наши предки пришли в Дербент из селения АбаСово, куда его постоянно тянуло…».

В те времена большой популярностью пользовались народные ашуги и сказители. Их можно было видеть в окружении людей возле молитвенных домов (мечети, синагоги), на базаре, в чайхане, в садах и парках древнего города. Они рассказывали легенды и собственные сочинения (небылицы). Все это передавалось из поколения в поколение из уст в уста. На горско-еврейском языке ашугов называли «маhни-хун», их приглашали на торжества, где они исполняли как всем известные, популярные песни, так и собственно сочиненные. Их песни становились народными, и люди зачастую не знали, кто же был автором и первым исполнителем той или иной композиции.     

Обзавелся семьей Шаул в 28-летнем возрасте. Его избранницей стала девушка Пурим. Ему приходилось много работать, чтобы обеспечить семью. Как вспоминают близкие, у него была привычка во время работы напевать, выстукивая молотком в тон песне, при этом он выбивал какие-то мелодии — как откровения души.

Однажды Александр обратил внимание на исписанное дно винной бочки и стен мастерской. Потом ему мама объяснила, что отец таким образом пишет стихи. Трудолюбивому ашугу поэт Сергей Изгияев посвятил стихотворение «Усдо» («Мастер»).

Народный поэт Шаул Симанду был скромным порядочным человеком, на просьбы сыновей помочь с публикацией сборника стихов все время отнекивался, считая эту затею неважной в жизни. Его творчество и так пользовалось народной популярностью. После его ухода из жизни сыновья смогли сохранить лишь малость его стихов. Самые известные из них: «Алфавит», «Дестон Зарбоил», «Инспектор», «Гуьлен» и т.д.

Шаул Симанду пользовался большим авторитетом в народе и безграничной любовью родных и близких ему людей. Он был не только главой семьи, но и ближайшим другом своих шестерых детей. Воспитывал в них чувство доброты и чуткости к людям, любви к родному краю и высокую ответственность за свои поступки.

Скончался народный поэт в 1939 году на 84-м году жизни. В морозный зимний день 21 декабря провожать Шаула Симанду в последний путь пришло много народа. Среди них были люди разных национальностей.