ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ШКОЛАХ

О том, как осуществляется профилактика экстремизма и терроризма в школах исследователь из ДФИЦ РАН Адиев А.З. узнал от самих учителей.

Расскажите, пожалуйста, как Вы участвуете в деле профилактики экстремизма и терроризма среди школьной молодежи?

Мы, как образовательное учреждение, понимаем, что профилактика экстремизма и терроризма начинается с глубокого понимания каждого ученика и его окружения. С самого начала учебного года мы активно строим взаимодействие с родителями. Это позволяет нам лучше узнать каждую семью и обстоятельства, в которых растет ребенок.

Мой опыт работы показывает, что многие проблемы в поведении детей часто коренятся именно в семейной среде. В качестве заместителя по воспитательной работе я организую процесс так, чтобы классные руководители принимали на себя ответственность за изучение семейного фона учеников в течение всего учебного года. На основе полученной информации мы можем выявлять потенциальные риски и принимать меры.

Классный руководитель информирует нашу команду — меня, психолога и социального педагога, — о любых наблюдениях или беспокойствах. Социальный педагог, в свою очередь, более подробно исследует семейные обстоятельства: выясняет, работают ли родители, чем они занимаются, каковы их отношения и уровень вовлеченности в жизнь ребенка. Если мы уже сталкивались с проблемами в семьях старших детей, это дает нам дополнительную информацию для работы.

Важно отметить, что мы не говорим с детьми напрямую о терроризме или экстремизме. Вместо этого мы стараемся создать атмосферу доверия и открытости, обсуждая более общие темы, такие как уважение, толерантность и ценности. Мы также организуем мероприятия, которые способствуют развитию критического мышления и эмоционального интеллекта у учеников. Это помогает детям лучше понимать мир вокруг них и осознавать последствия своих действий.

Таким образом, наша работа по профилактике экстремизма и терроризма — это комплексный подход, основанный на партнерстве с семьями и внимании к потребностям каждого ребенка.

Как можно улучшить эту работу?

Прежде всего, необходимо избавиться от излишней бумажной работы для учителей. Ее стало слишком много, и это отвлекает нас от основной деятельности — работы с детьми. Профилактические мероприятия, которые мы проводим в школе, действительно важны, и их нужно продолжать. Особенно приятно, когда к нам приезжают гости, которые участвуют в школьных мероприятиях, рассказывают детям и общаются с ними. В нашем селе большим плюсом является то, что администрация активно поддерживает такие инициативы и не остается в стороне.

Как вы определяете успешность мероприятия?

Прежде всего, это проявленный интерес детей к обсуждаемой теме. Если в конце мероприятия школьники начинают задавать вопросы, значит, им было интересно и важно то, о чем шла речь. В целом, я считаю, что в деле профилактики экстремизма и терроризма школа действительно играет значительную роль.

Кого из приглашенных спикеров школьники слушают с большим интересом?

Школьники проявляют большой интерес ко многим приглашенным спикерам, особенно к тем, кто может поделиться уникальным опытом и знаниями. Это могут быть инспектор по делам несовершеннолетних, спортсмен, депутат, а также участник специальной военной операции (СВО). В последнее время старшеклассники особенно охотно участвуют в встречах с ветеранами СВО и имамом нашей мечети, что свидетельствует о стремлении молодежи получить более глубокое понимание важных тем и вопросов, касающихся их жизни и общества.

Спасибо Вам большое за интервью!

Материал подготовлен Адиевым А.З. по Гранту Главы РД «Профилактика экстремизма и терроризма в общеобразовательных школах: опыт Республики Дагестана»