Межкультурный диалог

Ещё не утихли в дагестанском обществе тревога и боль вследствие трагических событий, произошедших здесь 23 июня нынешнего года, когда группа отморозков, очевидно, до конца «не ведающих, что творят», всколыхнула нашу относительно размеренную жизнь и явно продемонстрировала, насколько мы всё ещё уязвимы перед лицом терроризма и экстремизма.

В этом году мы отмечаем 25-летие разгрома бандформирований на территории нашей республики, и, казалось бы, гидра задушена. Оказалось, что нет: она пустила глубоко корни, и с этим, безусловно, необходимо что-то делать.

О ситуации, сложившейся в республике, об антитеррористической деятельности в регионе, об эффективных методах борьбы с данным явлением мы поговорили с Сеидовой Гюльчохрой Надировной – академиком Международной гуманитарной академии «Европа – Азия», кандидатом философских наук, доцентом, заслуженным учителем РД, проектором по научной работе и международным связям Института дружбы народов Кавказа, заведующей кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу, экспертом Общественной Палаты РД, научным консультантом Музея истории мировых культур и религий.

-Гюльчохра Надировна, скажите, пожалуйста, как возникла идея создания отделения кафедры ЮНЕСКО именно в нашей республике?

-Если быть точнее, то данная кафедра распространяется на весь Северный Кавказ, а поскольку её руководство было доверено именно мне, то её деятельность, безусловно, сконцентрирована именно в Дагестане. При этом основная информация поступает в Санкт-Петербург, где находится сама кафедра, возглавляемая доктором филологических наук Дмитрием Леонидовичем Спиваком. Именно он и выступил инициаторам создания отделения кафедры на Северном Кавказе, поскольку у нас очень сложный регион, требующий тщательного исследования. Она начала действовать ещё с 2013 г., однако её официальная презентация произошла в 2015 г. во время проведения научно-практической конференции «Дербент – город трёх религий».

-Насколько мне известно, кафедра ЮНЕСКО кроме культурологических проблем занимается также и противодействием террористической и экстремисткой идеологии…

 -Безусловно, это так, поскольку практически всё в нашем мире взаимосвязано. Если хотя бы вспомнить, как террористы разрушали Пальмиру – памятник, имеющий высокую культурно-историческую ценность, или как у нас в Дагестане подожгли, к примеру, синагогу, в которую было вложено столько человеческого труда, то становится понятным, что данная организация, пытающаяся сохранить культурное наследие, не может оставаться сторонним наблюдателем в этих болезненных для общества вопросах.

В наше отделение кафедры входят учёные по всему Северному Кавказу, которые имеют достаточно высокий экспертный уровень. Мы принимаем активное участие в международных форумах, направленных на противодействие терроризму и экстремизму, тем самым, донося свою точку зрения на актуальные вопросы. Также в качестве экспертов выступаем на различных мероприятиях, проводимых для школьников с целью их воспитания в правильном русле. К примеру, очень часто подобные мероприятия проходят в Музее истории мировых культур и религий, которые я стараюсь не пропускать, вкладывая в детское сознание правильные мысли, что их в дальнейшем может уберечь от влияния деструктивных сил. Кроме того, мы постоянно проводим всевозможные исследования, чтобы подбить теоретическую основу под дальнейшие практические шаги.

-И к каким выводам вы пришли в ходе данных исследований?

  -Нельзя сказать, что к утешительным, что в свою очередь обусловлено наличием значительного конфликтного потенциала в области межконфессиональных и межнациональных отношений, берущих своё начало ещё в 90-х годах прошедшего столетия, когда возникла кризисная ситуация в российской политике и экономике. Этим воспользовались определённые силы, и мы до сих пор пожинаем горькие плоды. Приходится по отдельности исследовать каждую социальную группу, которая дифференцируется по конфессиональной, этнической, гендерной и возрастной принадлежности. Именно такой подход даёт более точную картину и позволяет работать с ними точечно, учитывая разность их интересов.

Дело в том, что общество меняется быстрее, чем религия, которая более консервативна, но при этом неминуемо проникает практически во все сферы жизни. И здесь также кроется конфликтная ситуация. Поэтому наша главная задача – найти эффективные методы снижения данной конфликтности и налаживание межкультурного и межконфессионального диалога.

-И что в итоге? Что-то получается?

 У нас есть для этого сам по себе сложившийся хороший пример – это древний город Дербент, который всей своей историей подтверждает возможность безболезненного контакта светской культуры и традиционных для региона мусульманской, православной и иудейской религий, проявления подлинной толерантности и межконфессионального согласия через диалог. Свидетельством служит то обстоятельство, что на праздниках, регулярно проводимых Джума-мечетью Дербента, посвящённых дням рождения пророка и членов его семейства, рода «Ахл ал-Бейт», дорогими гостями являются представители светской общественности, суннитской, православной и иудейской общин. Представляется, что так, через диалог светской культуры и традиционных форм духовности можно внедрить сознание, что сущностью религии является служение Создателю и людям, по-разному проявляющееся в разных культурах.

Хочется особо отметить, что именно традиционные религии помогли сохранить национальные культуры и национальное самосознание народов Северного Кавказа на протяжении многих веков своего функционирования.

Сегодня нет абсолютно никаких сомнений в том, что совершенно необходим диалог светской культуры и традиционных религий, который в современном мире рассматривается как альтернатива противостоянию и конфликтам и создаёт условия для устойчивого развития мирового сообщества. Без серьёзного диалога всё это просто невозможно.

-А как его можно, на Ваш взгляд, достичь?

 -Наблюдая за данными процессами в Дербенте, пришла к определённому выводу: только через личные контакты. Это нельзя спустить сверху, сделать по приказу от вышестоящего начальства. Люди должны общаться друг с другом и обогащаться в культурном плане. Ведь, когда ты незнаком с иной культурой, она тебе несколько пугает, отталкивает. На этом фоне даже может возникнуть агрессия. А когда ты общаешься с человеком за чашкой чая, ближе знакомишься с традициями его народа или религиозного сообщества, которому он принадлежит, что уходят и трения. Ты начинаешь понимать, что он такой же, как и ты, – с теми же проблемами, желаниями, ценностями, которые на самом деле являются аналогичными.

Спасибо.

Карина М.