Учиться, учиться и еще раз учиться

Текущий год объявлен в России Годом семьи. Этот год логично продолжает Год педагога и наставника, поскольку семья и школа являются двумя основными институтами, формирующими личность человека. А главная задача государства в сфере образования – это обеспечение доступного и качественного образования, которое отвечает современным экономическим и социальным требованиям.

Приведем немного цифр о состоянии дел в образовательной сфере Дагестана. По информации Министерства образования РД в 2023 году в республике было открыто 19 школ, обеспечивших 7754 новых места, и 26 детских садов на 3760 мест. В 2024 году планируется открытие еще 23 школ на 8114 мест и 15 детских садов на 2210 мест. Однако, несмотря на это, в регионе нет 100% обеспечения жителей дошкольными учреждениями, особенно это касается Махачкалы и Каспийска.

По состоянию на 1 августа 2024 года, местами в детсадах обеспечено 116000 детей, что соответствует 97,3% от общего числа желающих. При этом в 14 муниципалитетах не достигли и этого показателя.

С 2022 года в республике, как сообщает Минобразования, помимо строительства новых, ведется капитальный ремонт имеющихся школ: 371 здание отремонтировано на сумму 8,5 млрд. руб., включая обновление мебели и оборудования. Министерство совместно с органами местного самоуправления подготовило заявку в Минпросвещения России на выделение субсидий на капитальный ремонт еще 257 зданий и 803 детских садов в 2025-2027 годах, а также на ремонт колледжей.

Отметим, что в республике разработана программа перспективного развития системы образования до 2030 года и в перспективе до 2036 года. Данная программа уделяет особое внимание не только строительству и капитальному ремонту, но и оснащению образовательных организаций необходимым оборудованием. Приоритетное направление включает оснащение кабинетов по основам безопасности и защиты Родины, труду, физике, химии, биологии и информатике. Эти направления сейчас считаются приоритетными в образовании. С 1 сентября, например, во многих образовательных учреждениях страны вводится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Все педагоги, которые будут вести данный предмет, должны пройти курсы повышения квалификации.

Одной из ключевых проблем дагестанских школ, и эта проблема была насущной всегда – и в советские, и в постсоветские времена – является обеспечение учебными изданиями. В этом году из республиканского бюджета на эти цели выделено более 450 млн. руб., что позволит обеспечить учебными пособиями как вновь открывшиеся, так и уже действующие школы. Надеемся, что с началом учебного года мы не услышим вновь жалоб родителей на недостаток учебных пособий.

С 2023 года Минпросвещения России приступило к разработке единых федеральных учебников, права на которые будут принадлежать РФ. В связи с этим, планируется поэтапная замена всех существующих до этого учебников. Ожидается, что в следующем году уже все школы получат новые государственные учебные издания.

Стало известно, что с 1 сентября 2024 года в школах республики будет внедрена региональная информационная система электронного образования Дагестана, которая, как ожидается, не только упростит ведение электронных дневников и журналов, но и обеспечит доступ к качественному образовательному контенту и возможности формирования необходимой отчетности, что существенно снизит бюрократическую нагрузку на педагогов.

В Министерстве образования РД также принято решение посвятить 2023-2024 учебный год вопросам начального образования. Это обусловлено тем, что значительный процент педагогов начальных классов не отвечают своей квалификацией современным требованиям. Ни для кого не секрет, что дошкольное и начальное образование в регионе довольно на низком уровне. Эта проблема начинается еще с уровня учреждений, готовящих воспитателей и учителей начальных классов. Несмотря на то, что в педколледжах каждый год наблюдается рост абитуриентов и студентов, после окончания заведений многие из них не идут работать по профессии, а те, которые все-таки посвящают свою жизнь педагогике, оставляют желать лучшего по уровню подготовки.

Для оказания методической помощи педагогам дошкольного и начального образования в республике были созданы каналы на платформах Telegram и Сферум под названием «Триз дошкольного и начального образования Республики Дагестан». Однако из 20000 педагогов начальных классов и дошкольного образования подписано на этот канал лишь 4000. Такие же программы существуют и для педагогов-предметников старших классов. Но и там не замечено особенного ажиотажа к повышению своих навыков.

Как видим, исходя из перечисленных выше цифр, в системе образования республики все относительно неплохо. А что мы имеем в действительности? Основная проблема образовательной сферы региона – это большой дефицит кадров. В решении этой проблемы, возможно, поможет заключение целевых договоров со студентами вузов. Но, как показала практика, в 2024 году образовательные организации республики разместили более 400 вакансий на единой цифровой платформе «Работа в России», однако количество заключенных целевых договоров после этого осталось низким. Программа «Земский учитель» также направлена для решения проблемы кадров на селе и в небольших населенных пунктах. В 2023-24 учебном году в общеобразовательные учреждения республики направлены 61 педагог за счет федерального бюджета. По республике участникам программы оказывается помощь в виде социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, стимулирующей доплаты к зарплате. Учителям, которые живут в городе, а работают в селе, назначают оплату проезда туда и обратно, выделяется материальная помощь. Возможно, все эти меры вкупе способны решить в ближайшем будущем дефицит преподавателей.

Светлана ОГАНОВА