Помним…

На прошлой неделе исполнилось ровно 25 лет с тех пор, как в августовские жаркие дни наша республика подверглась вероломному нападению со стороны вооруженных до зубов террористов «всех мастей и расцветок» численностью до 500 человек, представлявших разные страны и народы.

Ранним утром отряды достигли Ботлихского и Цумадинского районов, покинув Чеченскую Республику, которая на тот момент пылала под давлением деструктивных сил.

Экстремистам было мало того, что они натворили в соседней республике, им захотелось расширить географию творимого произвола.

Представители «Исламской миротворческой бригады», возглавляемой Шамилем Басаевым и Хаттабом почему-то были уверены, что здесь их ждут с распростёртыми руками, и их идеи настолько привлекательны для дагестанцев, что под их ногами, как говорится, будут расстелены ковры. Однако преступники просчитались. Действительно, они вошли в несколько сёл – Ансалту, Рахату, Тандо и Шодроду – и попросили их освободить. Их мужественно встретили местные жители, ошарашенные тем, к чему их принуждают. Да и мотивация нежданных и непрошеных гостей оказалась более чем странной.

Бандиты утверждали, что пришли «освобождать Дагестан от российского ига». Как будто их об этом кто-то просил! Да, на тот момент в стране было много проблем, возникшие после распада СССР – от социально-экономических до разбушевавшейся преступности. Но, несмотря на это, люди ещё помнили былые времена и верили в то, что всё обязательно в скором времени наладится, проявляя терпение и мудрость, которые всегда были свойственны дагестанцам. Они не поддались искушению и каким-то мифическим пространным обещаниям. И защита своих принципов обернулась сложной и кровавой бойнёй. Бандиты поняли, что их тут абсолютно не ждут.

В первый день вторжения достойное сопротивление боевикам оказывали только районные подразделения милиции. Кроме того, их активно поддерживало мужское население сёл, пока их жены, дети и старики покидали населенные пункты. При этом ополченцам не хватало оружия, качество которого оставляло желать лучшего по сравнению с вооружением нападавших. Конечно, в республике не были готовы к такому повороту событий, не ожидали подобной дерзости от соседей.

В первые дни в районе столкновений критически не хватало сил. Некоторое время было неясно, какие решения примет федеральный центр. А боевики продолжали получать подкрепления из Чечни, и их число выросло с угрожающей скоростью до тысячи, а потом и до полутора.

С опорой на местные технические возможности им удалось организовать телевещание на часть Дагестана – они объявляли о низложении Госсовета, восстановлении имамата Чечни и Дагестана, когда-то созданного Шамилем, и обещали через несколько дней взять Махачкалу.

Вскоре печальная новость о захвате террористами нескольких дагестанских сёл облетела республику, и в результате со всех городов и районов Дагестана в сторону Ботлиха и Цумады потянулись колонны машин и автобусов с ополченцами. На их фоне особенно выделялись воины-интернационалисты, за плечами которых уже был Афганистан и еще ряд горячих точек.

К чести дагестанцев, в том числе и руководителей, они действительно оказались полны решимости защищаться.

Правда, не обошлось как всегда и без ложки дёгтя в бочке с мёдом: очевидцы данных трагических событий вспоминают, что у террористов на территории республики были свои пособники – местные жители, которые заранее подготовили для террористов тактически выгодные укрепленные позиции. Выбивать потом боевиков из этих дотов приходилось с помощью артиллерии и вертолетов.

«Видя, как они защищают свою землю, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев»,- скажет позже Владимир Путин, и эта цитата будет долго украшать стенд на главной махачкалинской площади.

Как раз 9 августа, через неделю после начала интенсивных боев в Цумадинском районе, президент Борис Ельцин подписал указ об отставке правительства Сергея Степашина и назначении исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Путина. До данного назначения республика балансировала на грани паники, и Россия вполне могла потерять Дагестан. Да и не только.

Но 10 августа, на следующий день после назначения, новый премьер на Совбезе пообещал военным, что у них не будет перебоев со снабжением, и они должны полностью вытеснить боевиков с дагестанской территории «с последующим полным уничтожением на территории Чечни».

Можно смело утверждать, что дагестанцы спасли на тот момент не только свой любимый край. Вокруг всё находилось в напряжении: карачаевцы с черкесами, осетины с ингушами – всё это было следствием распада некогда огромной и могущественной страны. И этим, естественно, не побрезговали бы воспользоваться внешние игроки, как это случилось в Чечне.

Как это происходит и сегодня на Украине. Внутриполитический конфликт, вылившийся в майдан, превратил братскую страну во враждебно настроенную со всеми вытекающими ужасающими последствиями. И всё это под диктовку определённого круга внешних интересантов.

И сегодня дагестанцы в ходе специальной военной операции (СВО) мужественно отстаивают честь своей страны, проявляя чудеса храбрости. Они всегда славились своим бесстрашием и готовностью пожертвовать собой ради других.

«Традиции Дагестана служили опорой в Великую Отечественную войну и в 1999-м, когда дагестанские ополченцы защитили своих матерей, жён, детей, стариков, дали отпор агрессии международных террористов. С тех пор у меня особое отношение к Дагестану»,- такую высокую оценку дал нашим воинам президент РФ Владимир Путин.

Карина М.