Кровавые слёзы Дагестана

В этот злополучный день, который потряс всех до глубины души, у меня была встреча с дочерью талантливого дагестанского художника горско-еврейского происхождения Мушаила Мушаилова, который безумно любил наш край и всегда в душе нёс его частичку, отражая эту любовь в своём творчестве. Стоит только взглянуть на его произведения – ты сразу начинаешь понимать: наш человек. Ибо чужой не сможет передать в своих картинах ту атмосферу, тот культурный код, которые присущи Дагестану.

Мы говорили с Полиной о его жизни и творчестве, она делилась своими тёплыми воспоминаниями о малой родине – о Махачкале, о живущих в республике людях, о Дербенте, который она посещала всегда в каникулярное время, своей мечтой обязательно приехать туда, где прошло детство и юность, где всё кажется таким родным и близким. И вдруг эту идиллию прервали тревожные сообщения…. Как? Почему? Неужели? Эти вопросы в этот вечер, пожалуй, крутились в голове у каждого здравомыслящего человека. Тем более у тех, кто жил когда-то или живёт в Дагестане. Да и туристы, которые, посетив наш благодатный край хоть однажды, боготворили его. Это был шок, от которого мы долго не сможем оправиться. Всё это ляжет опять же тёмным позорным пятном на нашу репутацию, которую мы долго завоёвывали после того, как на протяжении нескольких лет республика ассоциировалась с террористами и экстремистами.
Мы хотели жить по-другому. Региону оказывалась и оказывается колоссальная помощь из федерального центра: развивается ударными темпами сельское хозяйство и промышленность, туристическая отрасль, выделяются средства для развития инфраструктуры, для замены того, что обветшало. Казалось бы, живи и развивайся. Но нет. Кому-то в голову приходят бредовые идеи. Причём абсолютно противоречащие разуму. Что происходит в головах людей, идущих на подобные преступления? Убить невинных людей и погибнуть в итоге самому – в чём смысл? Наверное, никто не сможет ответить на данный вопрос, кроме них самих. Но они, как правило, уходят в свой «выдуманный рай» (ибо, что может иметь общего гибель во имя защиты, к примеру, родины и убийство ни в чём не повинных людей, которые по-своему, но искренне служили тому, в чьих руках находятся ключи от того самого вожделенного рая!) или скрывают свои истинные мотивы.
Прийти и так хладнокровно совершить убийство пожилого больного человека, который тебе ничего плохого не сделал, – это надо ещё суметь. Отец Николай всегда был безобидным человеком, который старался участвовать во всех мероприятиях других религиозных конфессий, тем самым показывая пример того, как нужно людям дружить и правильно строить отношения. Он запомнился всем как человек добрый, благодушный, готовый выслушать и дать нужный совет вне зависимости от вероисповедания собеседника. Поэтому для дербентцев – это был страшный удар, многие жители города просто рыдали. Это как пустить к себе в дом гостя, которого убьют твои же домочадцы. Именно так многие местные мусульмане восприняли данную трагедию, чувствуя в душе коллективную вину.
Надо понимать, что они попадают, к сожалению, под двойной каток. С одной стороны, они также находятся в числе пострадавших, с другой – всё же нередки случаи, когда идёт нагнетание против представителей данного вероисповедания. Им потом трудно доказывать, что они не имеют ничего общего с убийцами. Реабилитация – это тяжёлый и длительный процесс. И нет гарантии, что в очередной раз какие-нибудь отмороженные не захотят снова совершить свой кровавый «подвиг». Поэтому нужно глубоко анализировать, искать истинные причины такого поведения. Не может же быть это просто патологическая ненависть к христианам и иудеям, которые уже на протяжении многих веков живут рядом и в основном вкладывают в развитие Дагестана свои силы. Имена таких людей нет смысла перечислять. Они хорошо известны. По крайней мере, тем, кто интересуются этими вопросами, а не ослеплён беспричинной ненавистью.
Мнения экспертов по поводу причины случившегося разнятся. Кто-то считает, что она кроется в социально-экономическом положении региона, которое оставляет желать лучшего. Да, можно согласитьсяё что в нашем обществе есть много несправедливости, на поверхности сильное социальное расслоение, коррупция и т.д. Однако тот факт, что в террористическом акте принимали участие люди вполне обеспеченные, имеющие свой бизнес, делает такую версию мало правдоподобной. Или они такие «робингуды», которые заботятся об униженных и оскорблённых? В таком случае было бы намного целесообразнее вести успешно свой бизнес, развивать его и помогать нуждающимся, как это делают многие благочестивые мусульмане.
Кто-то считает, что, имея многое, они упёрлись в потолок социального лифта и такими образом пытались пробить его, чтобы выбиться из среднего звена и заполучить власть. Тоже как-то версия так себе. Ведь они шли на верную гибель – там им явно светил даже не властный потолок, а сырая земля.
Попали под чью-то идеологическую обработку? Можно понять, когда подобное происходит с молодыми людьми, которые страдают юношеским максимализмом и подвержены психологической обработке. Но в данном случае речь идёт о зрелых мужчинах, у которых, наверняка, есть дети, перед которыми они несут родительскую ответственность.
Пожертвовали собой во имя освобождения Дагестана от так называемого «русского колониализма» (такие идеи витают сегодня в воздухе, и этого нельзя не замечать!), а чего таким образом добились? Большинство дагестанцев прекрасно понимает, что такое «освобождение» принесёт с собой только хаос и разруху, которой обязательно воспользуются другие «колонизаторы» – они только и ждут. А насколько они будут относиться хорошо к населению – можно даже не строить предположений.
Нужно учитывать тот факт, что в мире сегодня кризисная ситуация, связанная с тем, что капиталистический строй зашёл в тупик, поэтому ведутся поиски новой формации. Эти процессы в истории человечества всегда происходили очень болезненно, со множеством жертв. Есть разные проекты, конечный итог которых вообще непредсказуем. Непримиримая борьба ведётся между двумя основными – связанными с теми, кто олицетворяет в мире промышленный и финансовый капиталы. Один из этих проектов как раз нацелен на раздел Российской Федерации, чтобы воплотиться. Наш регион в этом смысле является лакомым кусочком для империалистических хищников. И если даже последние события – это происки внешних вражеских сил, то, надо признать то факт, что они ложатся в определённой степени на благодатную почву. Поэтому нужно что-то делать именно с этой почвой – тогда не будут страшны их козни.
Тем более, что мудрый дагестанский народ в большинстве своём хорошо понимает, что рознь на почве принадлежности этносу и религии, – это дорога в ад, которые почему-то некоторые пытаются навязать ему её как путь в рай.
Борис Ханукаев, педагог:
Конечно, эти события нас заставили содрогнуться своей неожиданностью и вероломством. Иудейская община Дагестана проживает здесь уже много столетий и всегда, за редким исключением, чувствовала себя очень уютно. Мы дружим с местными народами, ходим в гости, отмечаем праздники, и это ведь прекрасно. Ты знакомишься и с другой культурой, духовно обогащаешься и становишься совершенно другим человеком.
К сожалению, сильно пострадала наша синагога, были уничтожены многие сакральные для иудеев религиозные атрибуты, но хотя бы рады и тому, что не пострадали люди. Все можно восстановить, тем более, что Сулейман Керимов выразил желание восстановить синагогу. Вот пример истинного мусульманина. А отщепенцев-убийц нельзя относить к какой-то религии. Их даже людьми трудно назвать….
Юрий Михайлович, правозащитник:
Я как старожил города Дербента потрясён произошедшим. Мы всегда здесь жили дружно, делили радости и горе вне зависимости от национальности или религии. Знакомые мусульмане испытывают такие же чувства и приносят свои извинения за так называемых своих единоверцев. Хотя я их такими бы не называл. У таких людей вообще нет ничего святого, нет веры. Убить человека – это вне законов человеческой морали, а тем более религиозной, которая призывает к добру, высокой нравственности и т.д.
Я считаю, что старшее поколение во многом несёт ответственность за происходящее. Мы должны правильно воспитывать детей, сразу замечать и реагировать, как только появляются тревожные звоночки.
Луиза, работник сферы культуры:
Трудно подобрать слова, чтобы выразить то, что происходит на душе. Я мусульманка и работаю в многонациональном и многоконфессиональном коллективе. И это даже помогает во многом. Мы жили дружно, живём и будем жить. Пусть не думают, что нас можно разобщить. Мы ещё больше полюбили друг друга, стали больше ценить и стали ближе, ибо нас объединила общая беда и общие переживания. И если это у кого-то не укладывается в их голове, то пусть разбираются со своими внутренними проблемами, а не распространяют их на других.
Карина М.