На этой неделе состоялась пресс-конференция главного жилищного инспектора РД Сергея Касьянова. На повестке дня стояла реализация всероссийского проекта «День собственника» – проекта, который проводится с 13 апреля по 13 июня 2024 года во всех регионах РФ.
Предполагается, что в течение этих двух месяцев управляющие компании должны проводить общедомовые собрания собственников и представлять отчет работ, проводимых в доме в течение года, с голосованием в заочной форме с использованием ГИС ЖКХ.
На общедомовых собраниях жильцы могут выносить различные вопросы, прежде всего касающиеся управления домом, в том числе могут рассмотреть отчет о проведенной работе управляющей организации, которая должна предоставить информацию собственникам до конца первого квартала, избрать другой способ управления, утвердить тариф на содержание текущего ремонта и, конечно, утвердить план мероприятий по подготовке дома к предстоящей сезонной эксплуатации.
Глава ведомства сообщил, что «День собственника» реализуется в Дагестане уже 10-й год.
«Целью проекта является то, что в любой момент жители могут ознакомиться с повесткой, изучить материалы и проголосовать в приложении “Госуслуги.Дом” или в “личном кабинете” ГИС ЖКХ в удобное для них время»,- отметил Касьянов.
«Дело в том, что собрать всех собственников очно или получить от каждого заполненные бюллетени непросто, из-за чего возникает риск невозможности принять необходимые по дому решения»,- пояснил инспектор.
«Многоквартирный жилой фонд в Дагестане на сегодняшний день составляют 4 815 многоквартирных домов, из этого числа смогли провести годовое общее собрание только 3% собственных помещений»,- подчеркнул глава ведомства.
То, что управляющие компании в республике в основном малоактивны – это не секрет. Менталитет такой: жильцы не очень строптивы в отличие от некоторых других регионов, поэтому и заморачиваться особо не приходится. Однако улучшать качество их работы необходимо. Поэтому было принято решение о формировании рейтинга надежности и качества предоставляемых управляющими организациями услуг. Разработка его критериев была проведена совместными усилиями: экспертами, а также представителями общественных организаций и управляющих компаний. Таким образом, каждый житель сможет оценить деятельность своей компании.
В данном списке критерием нужно учитывать ещё один важный факт: с 1 января нынешнего года в России начал действовать закон о повышении штрафов за недопуск в квартиру газовщиков и специалистов по прочистке вентиляции.
При этом суммы прописаны ощутимые. За отказ впустить сотрудников газовых служб для проверки оборудования в дом гражданам придется заплатить штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. (раньше за это штрафовали на 1-2 тыс. руб.).
Да, эти меры преследуют цель повысить уровень безопасности при использовании газового оборудования в жилых домах. Тем более, что в Дагестане случаи отравления угарным газом или взрыва оборудования со всеми вытекающими трагическими последствиями в последние годы, надо признать, участились. И с этим что-то нужно делать. Ведь гибнут люди, среди которых немало детей, не говоря уже о разрушении зданий.
По оценке экспертов, граждан, которые не впускают к себе в жилище инспекторов газовой службы, не так уж много – всего лишь около 1,5% по стране. В основном это происходит из-за опасения, что обнаружится незаконная перепланировка, или из-за задолженности оплаты. Однако нужно учитывать ещё и тот факт, что в «газовщиков» часто «переодеваются» мошенники, получая таким образом беспрепятственный доступ в квартиру. Подделать служебное удостоверение со всеми необходимыми печатями для преступников – раз плюнуть. Поэтому обвинять людей и наказывать рублём за то, что они не хотят пускать за порог своего дома кого попало, – тоже как-то неправильно.
Нужно ввести это в правило и донести до каждого пользователя, что газовщики не должны приходить спонтанно. А заранее сообщать о своём визите и согласовывать его. И продумать, как это сделать правильно и безопасно. Ведь телефонные мошенники тоже не спят. Кроме того, настоящий газовик может явиться в тот момент, когда никого нет дома. Может, хозяин помещения лежит в больнице, уехал в отпуск или командировку. И что? Ему нужно оплачивать штраф? Как распознать человек просто не открывает дверь или отсутствует в помещении?
Сегодня люди должны заключать договоры с газовыми компаниями самостоятельно. По закону жильцы дома обязаны подписать соглашения с той же организацией, с которой сотрудничает управляющая компания. Проверки оборудования внутри квартиры нужны плановые. Они должны проводиться не реже одного раза в год. Поэтому управляющая компания должна оповестить заранее – не менее чем за 20 дней. Таков порядок.
Плановая проверка должна затрагивать два вида газового оборудования: внутридомовое и внутриквартирное. За сохранность первого отвечают УК или собственники жилья, управляющие домом напрямую. За второе – газовую плиту, колонку и отопительный котел – конечный потребитель.
Правда, в нашем регионе газовые службы как-то неохотно занимаются проверкой даже внутридомового или уличного оборудования. И даже характерный запах в подъездах их мало смущает порой. На жалобы жильцов – реакция несколько вялая, нарушаются сроки выезда для проверки и т.д.
Представляется более целесообразным возложить эти обязанности на Управляющую компанию, которая должна донести до соответствующих служб информацию и проследить, чтобы запрос был удовлетворён в кратчайшие сроки.
Есть ещё опасения по поводу данного нововведения. Не станет ли это очередной коррупционной кормушкой для тех, кто проверяет. Можно ведь договориться подешевле, и все будут довольны. В таком случае штрафы будут выписывать направо и налево. Иди докажи, что к тебе на самом деле постучались, а не сделали это в своих фантазиях.
Карина М.