Недавно в СМИ попала информация о недовольстве предпринимателей повышением тарифов на ЖКУ. Дело в том, что в Махачкале местные власти подняли тарифы на водоснабжение почти в семь раз. Бизнесменов можно понять: под угрозой предстоящий туристический сезон.
Хозяйственники, занятые гостиничным делом и общепитом, получив новые счета с астрономическими суммами за ЖКХ, уже заявили, что им придется в несколько раз повысить стоимость своих услуг. А качество услуг в отелях республики, как это не прискорбно, и раньше часто не соответствовало цене, теперь же небывалые прайсы ставят под угрозу весь туристический бизнес.
Власти объясняют резкое повышение тарифов тем, что 80% коммунального оборудования изношено и требует ремонта. Нужны дополнительные средства, которые надо направить на модернизацию. И, естественно, поставщики услуг задумали решить свои проблемы с дополнительным финансированием за счет потребителей, а именно, бизнесменов.
Причем, до повышения чиновники встречались с предпринимателями и показали свои расчеты: на бумаге все сходилось, и роста цен за гостиничные услуги не предвиделось. Но на практике все вышло иначе.
Приказ «Об установлении тарифов по холодному водоснабжению, оказываемому АО «Единый оператор Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения» потребителям Махачкалы» минэнерго Дагестана опубликовал еще 26 января этого года. Но тогда никто из бизнес-сообщества, почему-то, не отреагировал на эту новость. Возмущаться начали, только получив счета на руки. В новом приказе о тарифах указывалось, что с первого января для юридических лиц цена водоснабжения составит 51,36 руб. за кубометр, а водоотведения – 26,71 руб. за кубометр. Тариф для населения (не юрлиц) пока остался на прежнем уровне – 7,31 руб., но с 1 июля он также повысится более чем на 60%, до 11,90 руб.
Напомним, до 2024 года предприятия сферы ЖКХ Махачкалы находились в частных руках. Такие, как «Махачкалаводоканал», «Махачкалатеплоэнерго» и городская электросетевая компания. По инициативе властей было вынесено решение суда передать предприятия жилищно-коммунального комплекса Дагестана в собственность республики. Для этого был создан Единый оператор в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в Махачкале он приступил к работе с 1 января этого года. Одной из основных функций Единого оператора является модернизация коммунальной системы.
Как стало известно, в последние 20 лет организации ЖКХ не закладывали средства на ремонт, в результате чего образовались многомиллиардные долги. Износ сетей водоснабжения в Махачкале, повторимся, на сегодняшний день составляет 80%, а сетей теплоснабжения – 60%.
В минэнерго республики считают, что повышение тарифов на водоснабжение практически не скажется на росте цен услуг, оказываемых предпринимателями. Для примера чиновники приводят такой расчет: в двухместном номере стоимостью 4100 руб. расход воды на человека составляет примерно 0,19 кубометра в сутки. Путем арифметических действий подсчитано, что в стоимости номера на двоих проживающих вода составит всего 17 руб.
Но предприниматели категорически не согласны с такими расчетами. У них вышли совсем другие цифры: теперешние расходы в десятки раз повышают прежние. Особенно сильно ударило повышение стоимости по сферам общественного питания и гостиничных услуг, так как эта деятельность сопряжена со значительными расходами воды.
Например, один из бизнесменов республики, владелец махачкалинского кафе Арсен Исмаилов рассказал, что в связи с повышением стоимости услуг водоснабжения будет вынужден поднять цены, так как сам должен платить по тарифам ЖКХ теперь баснословные суммы.
-Скоро начало туристического сезона, к нам приедет много туристов. Как объяснить им, что блюда подорожали в несколько раз?- вопрошает предприниматель. -Хотели нанять летом дополнительный персонал, расширить ассортимент. Теперь это вряд ли возможно.
Всем понятно, для того, чтобы система водо- и теплоснабжения начала слаженно работать, все оборудование надо починить и исправить. На эти работы коммунальщики обозначили срок до 2027 года. Но можно ли верить этим обещаниям? И кто будет нести ответственность в случае, если планируемые показатели не будут достигнуты? Готов ли Единый оператор вернуть деньги бизнесменам или понести предусмотренную законом ответственность, если он не выполнит свои обязательства по модернизации коммунальных сетей в установленные сроки? На этот вопрос ответа нет.