Именно этой шуточной фразой известного российского политика можно обрисовать ситуацию с ценами в республике. В последнее время цены в Дагестане постоянно растут. А по информации правительства республики, по итогам марта 2024 года уровень инфляции в Дагестане подскочил до 10,8%. Это выше средних значений по СКФО. На какие именно товары выросли цены, и почему произошел такой скачок инфляции в нашей республике, постараемся разобраться.
В марте годовой прирост цен на продовольствие увеличился до 13,45% после 12,31% месяцем ранее. В основном инфляция ускорилась за счет динамики цен на мясо.
У мусульман был пост, во время и по окончании которого резко увеличился спрос на баранину и говядину. В этих условиях производители и поставщики переносили в цену возросшие транспортные расходы и затраты на повышение зарплат. В результате в марте цены на эти виды мяса выросли больше, чем месяцем ранее. В республике также сократилось предложение куриного мяса, так как снизились объемы его производства. В результате рост цен на мясо курицы тоже ускорился.
Из-за нехватки производственных мощностей производители рыбы вывозили свою продукцию для переработки в другие регионы. Соответственно, выросли транспортные издержки. В итоге выросли цены и на рыбопродукты.
В условиях ужесточения надзора за качеством молока сократилось его предложение на внутреннем рынке. Это ограничило возможности местных производителей по производству молочной продукции. В результате поднялись цены на творог, питьевое молоко и кисломолочную продукцию.
Но, по мнению экспертов Центробанка, в основном инфляция ускорилась за счет динамики цен именно на мясо.
В марте цены на непродовольственные товары за год тоже выросли на 7,67%, в феврале – на 7,25%.
Это произошло из-за роста мировых цен на золото, из-за которых выросли и розничные цены. Увеличились затраты поставщиков на закупку и транспортировку посевного материала для цветов. Это привело к росту себестоимости продукции у продавцов. В результате чего цены на свежесрезанные цветы в марте выросли. Задержки с поставками топлива по железнодорожным путям привели к сокращению предложения в регионе. Для удовлетворения спроса поставщики использовали автоцистерны. Это увеличило их транспортные издержки и тоже привело к увеличению цены на топливо.
Немного радует тот факт, что цены на услуги в марте снизились до 5,65% после 5,78% в феврале. В регионе увеличилось количество автомоек и компаний по ремонту жилья. В результате рост цен на мойку легкового автомобиля и выполнение строительных работ замедлился. Также прирост цен на авиабилеты снизился.
Для сравнения годовая инфляция во всем Северо-Кавказском федеральном округе в марте ускорилась до 8,37% после 7,95% в феврале. Это немного ниже, чем в Дагестане, но все равно выше, чем в среднем по России, и связано это с ростом спроса и увеличением издержек производителей и поставщиков товаров.
Годовая инфляция же в России в марте практически не изменилась и составила 7,72% (в феврале – 7,69%). Текущие темпы роста цен в марте были ниже, чем в феврале. Медленнее в целом по стране дорожали услуги пассажирского транспорта и зарубежного туризма, а цены на овощи и фрукты снижались. Центробанк так объяснил причины высокого роста цен: в этом «виновны», в основном, рост потребительского спроса на отдельные товары и услуги; высокие издержки производителей из-за санкций и нехватка предложений по некоторым товарным группам. Чтобы сдержать дальнейший рост цен, а также для устойчивого снижения инфляции Банк России будет поддерживать жесткие денежно-кредитные условия в течение продолжительного времени.
Особенность роста цен в нашей республике в том, что при самых низких средних зарплатах среди регионов страны и невысоком уровне среднедушевых доходов населения, темпы роста средних зарплат в последние четыре года у нас были немного выше среднероссийских. Население республики в целом получило также больше социальных выплат в виде разовой добавки пенсионерам, пособий по безработице, на детей и другие категории, считают эксперты.
С другой стороны, потребительский спрос в Дагестане увеличился за счет резкого увеличения туристов и возвращения многих дагестанцев-мигрантов домой из-за сокращений бизнеса и спроса на рабочую силу в других регионах страны. Кроме того, сказался возросший вывоз некоторых товаров, баранины, например, за рубеж и в другие регионы, притом, что темпы роста объемов производства в сельском хозяйстве остались на прежнем уровне.
Можно предполагать, что усилиями бизнеса и властей постепенно ситуация с ростом цен и доходов населения в Дагестане сбалансируется и инфляция вновь вернется на среднероссийский уровень.
Светлана Оганова