Фольклор горских евреев содержит множество богатых, разнообразных жанров поэтических и прозаических произведений, отличающихся высокими художественными достоинствами. Характерная особенность фольклора горских евреев – обилие поэтических форм. Все виды народных песен, легенды, дастаны, поэмы, колыбельные, плачи создавались в стихах. Даже загадки, скороговорки, считалки, небылицы, поговорки и пословицы нередко представлены в рифмованной форме.
Хэр эз же дануьсде жевгьер чуьниге? — Осёл откуда может знать, что такое драгоценность?
Сие пешме сипи сохде нибу, хэре эгъулменд — Черную шерсть белой не сделаешь, а дурака умным
Эри эгъулменд гъул бире хуби, эри хэр огъо биреинжон — Лучше быть слугой умного, чем господином у дурака
Э хэревоз кор гирдиге, ёгъин э сертуь кор миев — Если с дураком свяжешься, себе на голову приключение найдешь
Жингире э гIэруьси огол зеребу, мугу: «Огь! Инжо эз хунейму хуби!» — Сумасшедшего на свадьбу пригласили, он сказал:
«О! Здесь лучше, чем у нас дома»!
Жингире гове, жингире гуселе мибу — У сумасшедшей коровы и теленок будет сумасшедшим
Кор жингире Шомоил омори э сер эну — Дело сумасшедшего Шомоила пришло на его голову
И коргьой эн жингире Шомоиле хунои! — Эти дела, как у сумасшедшего Шомоила
Жингире эз хуьшде хэбер нибу — Сумасшедший не знает, что он сумасшедший
Хэр эз же дануьсде хьэлво чуьниге? — Осёл откуда знает, что такое халва?
Сер келе бисдо гуфдире эричуьни, э сер эгъуьл недебиренге — Зачем нужна большая голова, если в ней ума нет.