В изобразительном искусстве есть темы, которые можно отнести к вечным. Среди них – тема женщины, к которой практически всегда обращались художники разных времен и народов, поскольку женщина – это мать, это хранительница очага, это воплощение любви и нежности, это сама жизнь.
Не обошли данную тематику и дагестанские художники, обращаясь в своём творчестве к образу горянки, начиная с советского периода, когда был снят запрет на изображение, и у местных жителей появилась возможность получить соответствующее образование.
Еще в начале ХХ века первые профессиональные дагестанские авторы Халилбек Мусаев и Муэтдин-араби Джемал писали портреты горянок. Безусловно, у каждого мастера кисти она своя, но их объединяет одно: в созданных ими образах, гармонично сочетаются красота и женственность с выносливостью и силой, что обусловлено образом их жизни – в горах жизнь очень тяжелая, и им приходится очень много физически трудиться. Дети, домашнее хозяйство, скот, огород – всё это ложилось на её плечи. И при этом ещё нужно было оставаться женщиной – любимой и желанной.
Всё это мы можем увидеть в пяти работах, которые находятся в коллекции дербентского Музея истории мировых культур и религий.
Картина «Горянка», исполненная известным дагестанским художником, тонким лириком Хайруллахом Магомедовичем Курбановым масляными красками в 1986 году. Для него данная тема является одной из основных.
На переднем плане представлен колоритный образ женщины-горянки, которая облачена в традиционный этнический костюм: коричневое чохто (головной убор), белый шарф-пашмине, надеваемый поверх чохто, и платье горчичного цвета с растительным принтом, который распространён при декорировании различных видов изделий в Дагестане. Женщина изображена с ярко выраженными, довольно-таки крупными чертами лица, поскольку на долю горянок всегда выпадал тяжёлый физический труд – в доме и вне его, и она должна быть сильной и выносливой в отличие от хрупких, утончённых аристократок. Взгляд её серо-зеленых глаз выражают одновременно суровость и внутреннюю сосредоточенность, в нём нет места женскому флирту, это олицетворение скромности и строгости, с чем гармонично сочетаются неброские цвета её одежды. Однако всё же здесь присутствует своё, не похожее на привычное для зрителя, обаяние. Она переполнена достоинства, характерного для женщины, родившейся и живущей на крутых склонах суровых гор, женщины-матери, женщины-труженицы.
На заднем фоне виднеется традиционный, преимущественно в красно-коричневых тонах, дагестанский ковёр, который резко контрастирует со скромным видом героини картины. Как правило, каждая горянка буквально с малых лет должна была освоить навыки ковроткачества и изготовить собственными руками ковёр, который потом использовался в качестве приданого выходящей замуж невесты. Скорее всего, автор не случайно создал для своего персонажа подобный фон. Ведь человек обычно гордится тем, что создал своими руками, и этот ковёр придаёт образу горянки самодостаточность и реализованность, что чувствуется даже при поверхностном взгляде на художественное полотно.
Художник словно хочет сказать своему зрителю: горянка, что в далёкие годы, что сейчас одна и та же – она свято хранит не только семейный очаг, но и вековые культурные традиции предков.
Работа современной художницы Светланы Абдуллаевой выполнена в технике, используемой авторами редко, – шерстяной акварели. В отличие от предыдущей работы здесь изображение горянки получилось в романтическом стиле. Молодая девушка в традиционной одежде и дагестанских украшениях прекрасно гармонирует с богатой природой родного края: цветовые тона её одежды близки тонам окружающего её мира. Словно автор хочет показать, что она неотъемлемая часть этого мира, она в определённой степени украшает его. Ведь суровые горы в весенний период покрываются сочным зелёным покрывалом, зрительно смягчая их. Так и их обитательница может быть не только сильной, выносливой, но и грезить о чем-то о своём, о девичьем, с наступлением весны, которая пробуждает романтические чувства.
На следующих картинах образы горянок не одиноки, они дополняются другими персонажами, которые важны для понимания авторского замысла.
«Лето» Зарины Саидхановой – это олицетворение преемственности поколений горянок – пожилой женщины и девочки, хотя и заметна существенная разница в одежде: бабушка в традиционном этническом костюме, а внучка – в более современном. Однако всё же и в том, и другом случае для их одежды характерна скромность. Причём взрослые и замужние женщины в Дагестане одеваются в более тёмные тона, а молодые – в светлые и яркие.
Преемственность поколений заключается в том, что внучка помогает бабушке продавать овощи, которые тоже, вероятно, они выращивали вместе.
Даже их взгляды устремлены вдаль, причём в одном и том же направлении.
Тема тесной связи между людьми разных возрастов привлекла и известную современную дагестанскую художницу Елену Джетере – автора картины «Поколения».
Автор стремился изобразить идиллическую картину гармоничных отношений между представителями разных поколений, включающую в себя заботу младших о старших. Видимо, не случайно всё это происходит на фоне природы, где всё также гармонично и упорядочено.
Данное живописное полотно написано в желто-коричневых тонах на фоне яркой сочной виноградной лозы, которая придает картине экзотичную насыщенную колоритность.
Центральным сюжетом картины является сцена подношения внуком своей бабушке чаши с гроздьями винограда: взрослая седая женщина сидит на стуле, одетая в светлое в пол платье и со спущенным на шее платком, она сложила и опустила свои руки. И в данном случае мы видим, что наша современница – жительница Дагестана хранит традиции горянок (платок и длинное платье свидетельствует об этом), хотя при этом в наряд внесены элементы современности, так как платье выполнено в более светлых тонах. Основной акцент перемещён на то, что в Дагестане бережно хранится давняя традиция проявления уважения к старшим. И мы видим, с какой любовью и трепетом внуки относятся к своей бабушке: согласно обычаям, первым должен вкушать пищу самый старший в доме. В данном случае это виноград, собранный внуком.
Картина «Маковый цвет» написана современной художницей Раисой Гомжиной, выпускницей художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, обладающей особенным лирическим складом живописного дарования, мастером композиции, богато одаренным колористом, чувствующим цвет и мыслящего цветом.
В данной работе в качестве центральных фигур выступают женские образы разных возрастных групп. Они представляют настоящее дагестанских женщин. Эти героини олицетворяют красоту и радость жизни, вершиной которой является женщина.
В реальной жизни происходит нечто подобное: здесь можно встретить представительниц прекрасной половины человечества, которые неукоснительно следуют традициям во внешнем виде, а есть и ультрасовременные модницы, которые не боятся идти им наперекор. Одежда у женщин выполнена в белых тонах, также приближена к маковым оттенкам – красному и коричневому. Созвучно названию, маки присутствуют повсюду – в волосах женщин в качестве украшения, в корзинах, на подносе и в венке маленькой девочки, изображенной на переднем плане.
Несмотря на приглушенность оттенков, автор произведения сумел отобразить колоритность, подчёркнутую маками. При тщательном рассматривании картины можно заметить проступающий холст, незаполненный красками. Очевидно, что автор уделял больше внимания центральной части работы, где всё выписано предельно полно и точно.
Раиса Гомжина назвала свою картину «Маковый цвет», потому что эти таинственные цветы с давних пор считались символами страсти и забвения. Они, как и любовь, способны затуманить голову человека и заставить его позабыть обо всём на свете. Так и зритель, глядя на полотно художника, сплошь усеянное магическими красными пятнами, словно на мгновение выпадает из реальной жизни, оказавшись очарованным красотой данной.
Безусловно, нельзя было не коснуться и завораживающего произведения известного горско-еврейского художника Мушаила Мушаилова, который в своём богатом творчестве неоднократно обращался к созданию женских образов. Следует отметить, что его первая серьёзная работа, созданная в 13 лет, посвящена любимой бабушке – образу горско-еврейской женщины, потерявшей на фронте мужа и брата. Эти образы были воплощены художником в его знаменитых полотнах «Чёрные шали матерей» и «Баллада о солдате – Воспоминание».
Бабушка Пурим для талантливого художника была символом, олицетворяющим доброту и мудрость. Она воспитала в нем любовь к искусству и творчеству, безгранично верила в его талант.
К ее образу художник неоднократно обращался на протяжении всей жизни. Так, в собрании Дербентского музея-заповедника находятся две графические работы, рассказывающие о той глубокой связи, которая была между Мушаилом Хануховичем и его бабушкой.
На представленной работе «Тоска по внуку» он изобразил её стоящей около дома, двери которого открыты, а внутри горит керосиновая лампа. Кстати, это тоже традиционный образ: если в доме горит огонь, то тот, кто должен вернуться, знает, куда он должен прийти.
Он изобразил время, когда она была жива, и, по рассказам близких, когда Мушаил Ханухович учился в Москве, она говорила, что не замыкает дверь дома, чтобы внук знал, что она всегда ждет его.
В левом верхнем углу проглядывается образ самого художника, который всегда занимает её мысли. Это своего рода гимн женщине, которая многое в своей жизни пережила, но сохранила в себе любовь и продолжила исполнять свою роль хранительницы очага.
Таким образом, современные дагестанские авторы практически не изменяют художественным традициям своих предшественников в изображении местных женщин и девушек. Все они стремятся показать их богатый внутренний мир, верность традициям и их гармонию с природой. Однако одновременно происходит и некоторая трансформация в передаче образов горянок, поскольку часть из них стала более раскрепощённой, что не могло не отразиться в творчестве художников, всегда тонко чувствующих происходящие в социуме процессы.
Карина М.