Как говорил Н.В. Гоголь, «В России две беды: дороги и дураки». Если со второй проблемой справиться не очень просто, то дорогам у нас в стране начали уделять повышенное внимание. Ведь качественные трассы – это развитая инфраструктура, образцовая логистика, приток туристов и уменьшение числа ДТП.
В связи с этим в Дагестане задумались о строительстве объездных дорог на участке федеральной трассы «Кавказ». Масштабный проект реализуется в рамках строительства международного коридора «Север – Юг» от Индии через Каспийское море в порты Дагестана и Астрахань, а далее – в Москву и Санкт-Петербург.
В церемонии закладки памятной капсулы в ознаменование начала работ на участке в объезд Хасавюрта приняли участие глава Дагестана Сергей Меликов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, начальник Упрдор «Кавказ» Александр Лукашук.
Федеральная автотрасса «Кавказ» является ключевой в транспортно-дорожной сети всего юга России. По ней осуществляются грузовые и пассажирские перевозки в направлении Азербайджана и далее в страны Ближнего Востока.
В 2023 году Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту строительства объезда Хасавюрта. На строительство обхода выделено около 18 млрд. руб. Четырехполосная трасса протяженностью 21 км позволит избежать заторов в городе. На ней предусмотрено строительство транспортных развязок, мостов и путепроводов. Введут дорогу в эксплуатацию до конца 2028 года.
В ближайшее время в Дагестане приступят к строительству и еще двух объездных дорог – в Дербенте и Махачкале.
Древний Дербент ежегодно посещают сотни тысяч туристов, и в летнее время на участке трассы из Махачкалы возникали большие пробки. Теперь 32 км дороги пройдет в объезд города. Первоначальный вариант проекта предполагал прокладку пути поблизости от крепостной стены «Нарын-Кала», входящей в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но именно эта близость и стала решающей в изменении проекта объездной дороги. Чтобы избежать возможных негативных последствий от воздействия на исторический объект (есть опасность его обрушения), было принято решение проложить тоннель длиной 300 метров под крепостной стеной. Для его проектирования привлекут экспертов и археологов. Строительство объездной автодороги в Дербенте в общей сложности оценивается в 51 млрд. руб.
Другая объездная дорога протяженностью 14 км пройдет вокруг Махачкалы. Ее стоимость составит 31 млрд. руб.
Эта дорога по мнению экспертов значительно увеличит скорость транспортного потока, повысит пропускную способность, сократит количество ДТП и улучшит экологическую обстановку в столице. Также принято решение включить в состав проекта подъездную дорогу к Махачкалинскому морскому порту. Это позволит обеспечить круглосуточную загрузку гавани, значительно увеличить перевалку грузов, а также освободить центральные улицы столицы республики, по которым сейчас идет основной транспортный поток в порт.
Четырехполосная трасса протяженностью 6,5 км будет проходить в черте города, вдоль побережья Каспийского моря. Планируется также строительство пешеходной и велосипедной инфраструктур. Ориентировочно полная стоимость проекта составит порядка 5,5 млрд. руб. В прошлом году завершена подготовка проектной документации, что позволит провести строительно-монтажные работы в 2025-м.
Новая транспортная артерия, ведущая к порту, чрезвычайно важна и для самой морской гавани, и для всей Махачкалы. Сейчас единственная автодорога, по которой доставляются грузы, проходит вдоль моря по одной из самых оживленных улиц города. Это привело к настолько большим транспортным заторам, что грузовики там стоят в очереди даже по ночам. А местные жители постоянно жалуются в мэрию на нестерпимый и не прекращающийся круглые сутки шум большегрузов.
Однако при разработке проекта трассы власти республики неожиданно столкнулись с проблемой. В зону, где будет проложена транспортная магистраль, попали 28 капитальных объектов – жилые дома и земельные участки. Далеко не все их владельцы согласны подчиниться обстоятельствам – ведь их вынуждают съехать. Тем не менее, как уточнили в минимущества Дагестана, объекты будут выкуплены у собственников и затем снесены для строительства автотрассы.
Хочется надеяться, что такие дорогостоящие, ресурсозатратные и трудоемкие проекты будут исполнены качественно. Ведь не раз жители республики уже сталкивались с ситуацией, когда новое дорожное полотно после недолгой эксплуатации начинало быстро разрушаться. Но здесь речь идет о репутации республики, так как эти проекты являются общероссийскими. И, конечно, надо постараться.
Аврумов М.