Дороги в будущее

Транспортная сфера, и прежде всего общественные перевозки, являются, безусловно, своеобразным показателем качества жизни того или иного региона. И если местные жители как-то привыкают к имеющимся условиям, порой, не замечая разных изъянов и воспринимая это как должное, то для гостей этот вопрос стоит остро. А в нашей республике их становится всё больше и больше. А для развития туризма, к чему мы в последние годы активно стремимся, это особенно важный показатель. То, что у нас с вопросами передвижения дела обстоят не слишком хорошо – ни для кого не секрет. Правда, за три года Дагестан более чем в 10 раз увеличил количество общественного транспорта, где появилась также возможность безналичной оплаты проезда. Однако …

Добраться с аэропорта до Дербента проблематично, пробки на трассе, да ещё и в жару, отсутствие кондиционирования при большом скоплении людей в маршрутках, в летний сезон катастрофически не хватает такси, что ведёт за собой долгое ожидание заказа, что недопустимо, и т.д. Можно перечислять долго …

И вот на этой неделе в Махачкале прошла научно-практическая конференция «Развитие общественного транспорта РД на период до 2030 года», на которой как раз и были высвечены основные проблемы, существующие в данной сфере. В ней приняли участие Глава Республики Дагестан Сергей Меликов и руководитель Росавтодора Роман Новиков.

Формат, конечно, был выбран интересный, совершенно далёкий от совещания: собрались, чтобы обсудить проблемные вопросы и найти эффективные механизмы их решения в соответствующей атмосфере.

В ходе конференции Глава республики С.Меликов подчеркнул, что руководство РД делает основной упор на развитие общественного транспорта, потому что дагестанцев очень волнует эта тема. «Все 47 ранее выделенных региону автомобилей очень комфортные и соответствуют всем требованиям. Однако текущее состояние транспорта и автовокзала в настоящее время не отвечает требованиям, и нам следует решить этот вопрос немедленно»,- сказал Меликов.

Глава РД отметил, что по завершении конференции должны быть приняты решения для повышения комфорта и безопасности пассажироперевозок.

В свою очередь Роман Новиков в рамках выступления на пленарной части конференции

заявил о том, что Дагестан сегодня является одним из активных участников работы по развитию дорог.

«Сегодня 90 километров дорог находятся в работе, а в 2024 году ожидается приведение в четырехполосные свыше 30 километров дорог»,- сообщил Новиков.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что президент страны Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ озвучил, что в планах правительства выделить более 150 млрд. руб. на обновление состава и модернизацию уже существующего общественного транспорта. Это, конечно, на всю страну, однако Дагестан должен принять активное участие в данной программе, чтобы получить ощутимую помощь. Тем более, надо признать, что в последнее время мы находимся в более привилегированном положении как привлекательный центр развития туризма.

Прозвучала в ходе конференции одна из самых, пожалуй, хороших и долгожданных для нас новостей: в Дагестане к 2030 году планируется увеличить число пригородных поездов.

Как отметил зампред правительства республики Ризван Газимагомедов, в перспективе до 2030 года оптимально рассматривать организацию курсирования 20-ти пар пригородных поездов на участке “Махачкала – Дербент” (в нынешнем графике – 5 пар) и не менее 6 пар поездов на участке “Махачкала – Хасавюрт” (в нынешнем графике – 2 пары), их синхронизацию между собой и обеспечение беспересадочного следования по маршруту “Хасавюрт – Дербент”. Хотелось бы только добавить, что необходимы здесь не только количественные, но и качественные изменения. Кто ездит на таких поездах – поймёт о чём речь …

Сюда же можно отнести и возможность запуска скоростного электропоезда между Махачкалой и Грозным. О таких планах говорилось на дискуссионной площадке в рамках конференции по развитию общественного транспорта.

Как отметили представители СКЖД, перед железнодорожным комплексом стоит задача не только охвата растущего пассажиропотока, но и дальнейшего развития отрасли.

Ещё одним плюсом является то, что в республике планируют изучить возможность создания выделенных полос для общественного транспорта. Это позволит ему передвигаться быстрее и безопаснее при высокой загруженности маршрута. Правда, у нас очень много в регионе узких дорог. К примеру, подобное мы наблюдаем на некоторых улицах Дербента. Обособить общественный транспорт будет очень проблематично в таком случае.

Предложено также увеличивать долю экологического транспорта, предусмотреть механизмы стимулирования их использования. Это, конечно, хорошо, однако стоимость электрокаров пока заоблачная и несёт огромные финансовые нагрузки. Не будет ли это способствовать увеличению платы за проезд?

Было заявлено, что в Дагестане необходимо навести порядок в учете пассажирооборота, так как сегодня нелегальные пассажирские перевозки очень сильно бьют по рынку легальных перевозок. Правда, здесь нужно быть очень аккуратными. Для тех, кто задействован в этом, такие перевозки, скорее всего, являются единственным способом прокормить семью. И здесь есть над чем поработать, а особенно в вопросе повышения качества предоставляемых услуг и квалификации водителей.

Некоторые решения, озвученные на конференции, будут приняты в городах, особенно то, что касается цифровизации отрасли. Уже есть определённые наработки, которые ближайшем будущем будут представлены.

Приезд в Дагестан руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова был связан не только с участием в научно-практической конференции: совместно с С.Меликовым они дали старт строительству и реконструкции участка трассы Р-217 «Кавказ» в обход города Хасавюрта.

Отметим, что федеральные власти в лице Росавтодора поддержали Дагестан, и в регионе активно развивается сеть федеральных дорог, в том числе трех обходов городов Хасавюрта, Дербента и Махачкалы.

Решение построить современный четырехполосный участок IБ-категории протяженностью около 21 км в обход населенного пункта принято во избежание заторов и для обеспечения комфортных условий всем участникам движения.

Общая ширина каждой из четырех полос составит 3,75 метра. При этом встречные потоки будут разделены железобетонным барьерным ограждением.

По словам Главы Дагестана, реализация масштабного проекта принесет ряд преимуществ для республики: повысит транспортную и экологическую безопасность, уменьшая количество транзитного транспорта в городской черте; внесет вклад в развитие туризма в Дагестане и во всем СКФО, поскольку автодорога является одним из туристических маршрутов; проект обхода города также увеличит пропускную способность участка дороги международного транспортного коридора «Север – Юг». «Мы делаем ещё один важный шаг, способствующий развитию международного коридора “Север – Юг”, и даем старт строительству одного из долгожданных проектов – дороги в обход Хасавюрта»,- сказал Глава Дагестана на церемонии закладки памятного камня в ознаменование начала работ. Также Сергей Меликов отметил, что новая дорога, в первую очередь, снимет нагрузку с улично-дорожной сети города, что значительно повысит пропускную способность, безопасность участников дорожного движения и, конечно, положительно повлияет на качество жизни дагестанцев, повысит инвестиционную привлекательность региона.

«Тем самым наши жители и гости получат возможность комфортного передвижения на всей территории, в том числе прибрежной»,- сказал Меликов

«Задача республики теперь – обеспечить гармоничное и комплексное развитие территорий, прилегающих к новой дороге. А этот участок дороги должен стать “визитной карточкой” Дагестана при въезде в регион»,- сказал он. Предусмотрено строительство 3 транспортных развязок, мостового перехода через реку Ярык-Су, 5 путепроводов, монолитных железобетонных стен общей протяженностью свыше 1,3 км, 5 скотопрогонов, а также очистных и водопропускных сооружений. Завершение строительства дороги планируется до конца 2028 года.

Было отмечено, что в рамках проектов строительства обходов будет вестись развитие придорожного сервиса с учетом всех вопросов безопасности.

Карина М.