Мысли вслух

Тот факт, что Дагестан является уникальным регионом распространения многонациональной культуры, ни у кого не вызывает сомнения. Дагестанская культура на протяжении веков развивалась в тесном взаимодействии с другими культурами. На земле республики можно услышать речь более ста национальностей. Люди, к какой бы национальности ни относились, в регионе чувствуют себя как коренные жители. Нет разницы, какой народ первым стал жить здесь, а какой поселился в недавнем прошлом. Главное – бескорыстное отношение к своему краю на благо всех народов, живущих в нем.

Суть проблемы, о которой хочется поговорить, в том, что демографические и экономические перемены, произошедшие недавно, не могли не отразиться на состоянии культуры региона. Национальная культура и более всего культура педагогическая все больше стали вытесняться в семейно-бытовую сферу.

Долгие годы господствующая идеология признаками высококультурного человека считала владение не столько национальной культурой, сколько европейской и западной. А в последние десятилетия, вследствие ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, многие дагестанские семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных аксакалов. В результате, как и во всей России, народы оказались безоружными перед активно наступающей западной массовой, а фактически лжекультурой.

Все это приводит к деградации подавляющего большинства нашей молодежи. Признаками обыденной жизни части наших молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркотикам. В итоге многие населенные пункты республики теряют рычаги и способы управления не только детьми и молодежью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей нередко оказывается в руках случайных людей, скороспелых бизнесменов, порою не осведомленных ни в особенностях производительного труда, ни в морально-этическом воспитании достойного человека, труженика и гражданина.

Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой явно ощутимы сегодня почти в каждом населенном пункте республики. Достаточно сказать, что многие молодые люди, проживающие в городах, не владеют родным языком, либо владеют им в недостаточной степени. Наблюдается своего рода раскол внутри каждой нации, в основе которого различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и обездоленных. Это особенно ощутимо в студенческих аудиториях, где первокурсники из обеспеченных и небогатых сельских семей держатся обособленно друг от друга.

Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стереотипы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской, а других в духе так называемой европейской культуры. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ – нынешние студенты – смутно представляют себе компоненты национального этикета. Они не могут точно объяснить социальные функции и обязанности человека в дагестанском обществе, не готовы соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественную, физическую культуру, культуру труда, культуру просвещения и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека.

На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путем пропаганды народного творчества и фольклора, как это часто делается сейчас на различных смотрах, фестивалях и праздниках. Это, безусловно, необходимая и значимая работа, но действительное возрождение, осмысление и применение национальной культуры в жизни и деятельности общества возможно только через соответствующую работу в сфере образования, причем начиная с самых начальных его стадий.

Между тем ясно, что образование и воспитание тесно связаны, и обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно, и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Разрешение этой проблемы, на наш взгляд, возможно, если дагестанская национальная интеллигенция, как один из главных субъектов образовательного процесса, направит все свои усилия на внедрение дагестанской культуры в образовательную систему республики.

Именно лучшие дагестанские интеллигенты – мыслители, просветители, известные ученые, арабисты и алимы – всегда, особенно в сложные периоды дагестанской истории, были первыми действительными учителями дагестанских детей и молодежи.

Если мы утратим национальную культуру, мы перестанем быть тем величественным и прекрасным, древним и вечно юным Дагестаном, который сегодня знает весь мир. Международная репутация дагестанской культуры превосходит репутацию дагестанских потребительских товаров. Культурный имидж республики высоко всегда оценивали и на западе, и на востоке. Вложение денег в культуру не менее важно, чем расходы на экономику и туризм. Все понимают, что в оборону деньги надо вкладывать, что укрепление обороноспособности страны необходимо. Точно так же, надо вкладывать деньги в культуру. Это – духовная обороноспособность нации. Это – один из критериев великости страны, нации, места ее в будущем. За деятелями культуры нет силы дивизий, но у них есть сила морального авторитета. Молодые лидеры апеллируют к уму и энергии, а деятели культуры к – душе.

Светлана Оганова